Уже 40 тысяч
Закон о правах и статусе переселенцев Президент ветировал, а альтернативного варианта от общественности парламент до сих пор не принял
Долгожданный закон о статусе и правах переселенцев, который Верховная Рада приняла 19 июня, получил президентское вето. Петр Порошенко нашел в нем существенные нарушения и назвал более декларативным, чем таковым, что действительно может помочь беженцам с востока страны и Крыма. Уполномоченный главы государства по урегулированию ситуации на востоке Ирина Геращенко прокомментировала, что по этому закону статус переселенцев могли бы требовать и боевики, которые, по ее словам, сейчас выезжают из территории боевых действий, прикидываясь мирными жителями. И никаких социальных и экономических гарантий для потерпевших закон не предусматривал.
Общественные организации, работающие с переселенцами, были против такого варианта закона еще с самого начала, потому президентское вето приветствуют. Потому что основным органом помощи переселенцами определялась миграционная служба, которая не имеет полномочий для гуманитарной поддержки или предоставления социальных льгот. По мнению экспертов, таким органом должно было бы стать Минсоцполитики, имеющее необходимых специалистов.
«Данный закон не обсуждался ни в одном комитете, за него проголосовали в первом и втором чтении сразу, притом, что он был внесен в ВР в тот же день. Для нас было удивительно, ведь мы работали над другим законом, который отличался на одну цифру, — имел номер 4998, а приняли номер 4998-1. Законопроект был авторства Валерия Пацкана, Сергея Соболева и Владимира Арьева, мы работали над ним с офисом Уполномоченного по правам человека, но Соболев и Пацкан в последний день отозвали свои подписи и подали свой законопроект, который и был принят», — рассказывает эксперт «Восток-SOS» Александра Дворецкая.
Не шла речь в законе и о дополнительных расходах на его реализацию. Александра Дворецкая убеждена, что Верховная Рада готова была голосовать за любой проект закона, потому что на то время того требовала общественность, но почему-то поддержали несовершенный вариант. Эксперт рассуждает, что здесь сработали или политические амбиции, или желание экономить бюджетные средства.
«Создается впечатление, что государство хочет контролировать, чем занимается миграционная служба: выездом, въездом, регистрацией, а не социальными услугами. Сейчас государственная политика очень непоследовательна. Сначала было принято решение о создании региональных штабов при Минсоцполитики, в законе они прописывают миграционную службу, а межведомственный штаб существует при Государственной службе по чрезвычайным ситуациям. У нас нет сотрудничества между разными службами, то и результаты существенные отсутствуют. В нашем варианте закона основным органом определяется именно Минсоцполитики, и не люди должны доказывать, что они переселенцы, а государство имеет право лишить их такого статуса, если человек обманул. И государство более лояльно относится к людям, которые самостоятельно выбирают местожительство. Потому что в проголосованном законе миграционная служба сама предлагает те регионы, где есть свободные места, если ты отказываешься, то лишаешься права на временное жилье. Я вижу здесь возможность для коррупции, что можно придержать лучшие варианты для кого-то за вознаграждение», — говорит Дворецкая.
Сейчас депутаты должны проработать замечания, поданные Президентом, и усовершенствовать принятый закон. Общественные же организации готовы в этом помочь и поработать с депутатами в профильном комитете. Но считают, что лучше написать все заново.
Выпуск газеты №:
№132, (2014)Section
День Украины