Вадим КАРАСЕВ: «Кампания — это не одиночный выстрел,
это автоматная очередь лозунгов, мессиджей и призывов»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070817/4139-2-1.jpg)
Наверняка читатель «Дня» помнит, как весной Юрий Луценко призвал все политические силы, дабы не раскалывать страну, отказаться от «гуманитарного блока». Мол, мы (демократические силы) не трогаем статус ветеранов ОУН-УПА, вопрос о единой церкви и вступление в НАТО, а вы (Партия регионов) не трогаете русский язык, ЕЭП, федерализм и т.п.
С одной стороны, такой шаг свидетельствует о некоторой зрелости и ответственности элит. Надо признать, что слово «раскол» постепенно исчезает из информационного пространства. И слава Богу. Но, с другой стороны, произошла определенная деидеологизация политических сил. «Наша Украина» не придумала ничего лучше, чем сделать своим главным лозунгом виртуальную проблему, которая, по большому счету, никак не влияет на жизнь людей.
Вчера первая пятерка мегаблока отправилась в агитационный тур по Украине и по такому случаю над Софийской площадью в Киеве был поднят надувной шар с надписью: «Мы отменим депутатскую неприкосновенность». После предложения Виктора Януковича незамедлительно проголосовать в парламенте отмену неприкосновенности этот лозунг выглядит, мягко говоря, несерьезно. «Если сегодня проголосовать в парламенте отмену неприкосновенности, то «Наша Украина» останется без предвыборной программы», — объяснил маневр премьера Борис Колесников. И сколько бы Луценко и Кириленко не обвиняли Януковича в плагиате и «обезьянничании», возразить здесь нечего.
Когда все сводится к одной неприкосновенности, то это свидетельствует об идеологической и креативной бедности партии. Такой «недоработкой» мегаблока грех было не воспользоваться политическим оппонентам.
Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий:
— Я не считаю, что Партия регионов «убила» предвыборный лозунг «Нашей Украины», она взяла его на вооружение и творчески развила. Это значит, что лозунг работал и работает на электоральном рынке, что он имеет серьезный общественно- политический резонанс. Фактически, Партия регионов поддержала этот лозунг. Другое дело, что электоральные фишки не должны быть одиночными. Кампания — это не одиночный выстрел, это автоматная очередь лозунгов, мессиджей, призывов, которые будут играть до конца избирательной кампании. Только такой «пакетный вариант» достигает электоральных целей.
По поводу идеологии. «Наша Украина», Партия регионов, БЮТ — это не идеологические партии, это партии kеtch all — хватай всех. Это во-первых. Второй момент связан с тем, что политические элиты Украины, наученные не совсем удачным опытом 2004—2005 годов, не хотят сегодня брать на вооружение «раскалывающие» лозунги. Отказ Партии регионов от тем русского языка, НАТО, ЕЭП можно рассматривать и как нежелание раскручивать спираль раскола, что может также свидетельствовать о помудрении украинской политической элиты. Лучше сосредоточиться на внутриукраинских проблемах, не затрагивая вопросы внешнеполитического выбора, оставляя это на внутриэлитные согласования.
Можно понять сторонников политических сил, которые разочарованы их деидеологизацией, но, с другой стороны, нужно обратить внимание и на то, что отказ от идеологизации предвыборной кампании может иметь и позитивные результаты для страны в более широком временном отрезе.
А «Нашей Украине» нужно вносить новые нюансы и новые грани в тему депутатской неприкосновенности. Расширять свою политическую повестку вопросами, связанными с экономическими реформами, либерализацией рынка, созданием качественного государственного администрирования, налогового кодекса, не сводя социально-экономическую повестку выборов только к социальным выплатам.
Выпуск газеты №:
№139, (2007)Section
День Украины