Вах, какие танцы!
Вместо одного запланированного выступления Национальный балет Грузии Сухишвили дал два концерта в Киеве, оба — с аншлагом
Слаженно и зажигательно начал программу прославленный коллектив, который уже 63 года является флагманом грузинской национальной танцевальной школы. С первого мгновения появления артистов на сцене зрителям кажется, что перед их взором оживают фрески и старинные картины, а фольклор и этнос танцев из разных регионов Грузии составил причудливую мозаику. Композиции сменялись мгновенно: вот нас, зрителей, пригласили на свадьбу, где тамада «провозглашает» тосты ( при этом лихо отплясывает, а на голове у него стоит бутылка вина), невеста, как лань, грациозна, и серьезен очень жених; но тут в круг вступают гости, темпераментно исполняя танец с платками. Каждый новый номер передает целую гамму чувств: страсть, темперамент, лиричность, а порой и воинственность...
Мужские танцы настолько виртуозны и сложны, что просто дух захватывает у публики — особенно когда артисты исполняют свои «коронные» вращения, прыжки, фехтуют. А чего стоят номера, когда танцоры, пролетая над сценой пару метров, вдруг камнем приземляются на большие пальцы ног или колени. Чтобы добиться такой филигранности в технике, им приходится не только ежедневно репетировать, но и упорно тренироваться. Некоторые трюки очень зрелищны, но довольно опасны: можно не только самому артисту травмироваться, но и коллег поранить. Следует заметить, что понятие «кордебалет» и «солисты» в этом коллективе фактически нивелируются (настолько мастерски выступают все танцоры). Кстати, артисты выступают в мягких сапогах, но чтобы исполнить пируэты на пальцах, они плотно бинтуют стопу, фиксируя ее скотчем, и получаются импровизированные пуанты, позволяющее танцевать суперсложные вариации на больших пальцах ног. Но это, так сказать, технические детали, остающиеся за кулисами.
Характер танцев раскрывают средствами живой музыки восемь музыкантов-виртуозов. Они не просто сопровождают танцоров, а творят диалог, в котором тонко передается душа и сердце каждой исполняемой композиции.
Ныне главным хореографом коллектива является Илико Сухишвили (внук легендарных основателей Национального балета Грузии). Он считает, что сохранять традиции — лишь одна из задач ансамбля. Традиционную программу танцоры презентовали в первом отделении. Особенно понравились зрителям любовная дуэль «картули», где танцор, дробно перебирая ногами, приглашает красавицу; или боевой танец «хевсурули», где войны-танцоры, имитируя бой, в убыстренном темпе кружатся по сцене, яростно сражаясь на саблях; или осетинский «симде», во время которого джигиты в черкесках красиво ухаживают за девушками.
Во второй части концерта артисты презентовали новые композиции, поставленные в течение последних пяти лет. Очень понравилась зрителям дуэль, когда две женщины, переодевшись в черкески, исполняли сложнейшие вариации наравне с мужчинами-партнерами. «Наш коллектив постоянно находится в поиске, — сказал Илико Сухишвили. — Мы подготовили программу, которая смотрелась бы публикой на одном дыхании, поэтому максимально сократили переход от одного танца к другому, уменьшили паузы, добившись динамики. Номера выстраивались так, чтобы было ощущение импровизации». Ансамбль Сухишвили в Киеве любят и знают. Публика разных поколений рукоплескала грузинским артистам, а два часа их выступления пролетели, словно миг.
Выпуск газеты №:
№31, (2008)Section
День Украины