Валерий Гергиев и его виртуозы

Впервые после 20-летнего перерыва в Киеве выступил Симфонический оркестр и хор Мариинского театра под руководством легендарного музыканта.
Воскресный концерт, прошедший во дворце «Украина», надолго запомнится киевлянам и гостям нашей столицы. Это было настоящее пиршество для ценителей музыки и высокого искусства, которое презентовала компания «Эдвайс». Роскошная программа. Петербуржцы посвятили ее знаменитому дирижеру Константину Симеонову — нашему земляку, чей талант расцвел в Киевской опере, а затем он работал в северной Пальмире на сцене Мариинского театра в 60—70-е годы прошлого века. Критики называли маэстро «российским Гербертом фон Караяном».
Гергиев и его подопечные блестяще исполнили Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Чайковского, Кантату для хора и оркестра «Александр Невский» (солировала певица Екатерина Семенчук) и «Картинки с выставки» Мусоргского. Эти произведения выбраны не случайно — они являются «золотым» репертуаром К. Симеонова, чье творчество было крепко связано и с Украиной, и с Россией.
Зал дворца «Украина» — не лучшее место для выступления симфонического оркестра (не секрет, что акустика здесь не очень хорошая), поэтому организаторам гастролей пришлось обращаться к фирме «Zinteco», чтобы хорошо «вызвучить» сцену. Это им удалось. А благодаря большому экрану, установленному на сцене, слушатели смогли видеть все нюансы рождения музыки. Симфонический оркестр и хор Мариинского театра. Сегодня команда Гергиева — ведущий коллектив в мире. Они являются законодателями моды в музыке.
«Мы рады выступать в Киеве, — сказал после концерта Валерий Гергиев. — Полгода назад Виктор Степанович Черномырдин (Посол Российской Федерации в Украине стал патроном гастролей мариинцев. — Т. П. ) попросил меня найти возможность и обязательно выступить в Украине. Ему не пришлось долго меня уговаривать. «Окошко» нашлось всего на день. Я только что прилетел из Нью-Йорка и с большим удовольствием выступаю в Киеве. Этот концерт — начало нашего будущего сотрудничества с Украиной. Надеюсь, что недомолвки, охлаждение и «пена», возникшие между нашими странами, уйдут. Мы будем чаще гастролировать у вас, а ваши мастера — выступать в Санкт-Петербурге.
В этом концерте приняла участие лишь треть наших музыкантов. 10 октября Мариинка открыла свой сезон «Мазепой», а часть оркестрантов осталась в Нью-Йорке. В «Метрополитен-опера» мы тоже открыли театральный сезон. Обещаю, что обязательно покажем весь коллектив.
По дороге в Киев мы с музыкантами вспоминали: когда же последний раз приезжали в вашу столицу? Это было в 1982 году. Я дирижировал «Лоэнгрина» Вагнера. Оперу очень тепло приняли киевляне. Возможно, это совпадение, но эту постановку делал и Симеонов, а сегодняшнее наше выступление посвящено его имени.
Мне посчастливилось лично знать великого дирижера. В нашем городе Константин Симеонов прекрасно представлял киевскую музыкальную школу. Он был большим мастером на сцене и замечательным человеком вне ее. Сильный и смелый руководитель Мариинского театра, талантливый мастер... Симеонов не вписывался в советскую систему, шаблоны и стандарты. Я начинал свои первые шаги в искусстве, равняясь на него в творчестве и в жизни. Маэстро был блестящим рассказчиком, эрудитом. До сих пор помню его интересные рассказы о Борисе Лятошинском. Именно Симеонов познакомил меня с произведениями этого прекрасного украинского композитора. В Киеве Симеонов поставил оперу «Катерина Измайлова» Шостаковича, которую сам автор считал одним из лучших спектаклей. Маэстро показывал мне партитуру со своими правками, изменениями, на которые он шел вопреки замыслу Шостаковича. Этим он усиливал характеры героев. Той постановкой гордилась не только Украина. Когда мы ставили «Катерину Измайлову» в Мариинском театре, я думал, как сделать так, чтобы наш спектакль стал памятью о К. Симеонове. Поэтому пригласил киевлянку, соавтора дирижера, режиссера Ирину Молостову (к сожалению, уже покойную), чтобы она поработала с нашим коллективом. Спектакль можно назвать культурным «мостом» между нашими странами...
На память о сегодняшнем вечере я хочу подарить директору Национальной оперы Украины Петру Чуприне книгу «Тема судьбы. Дирижер Константин Симеонов. Воспоминания. Письма. Материалы», изданную Мариинским театром.
Я надеюсь на скорое и плодотворное сотрудничество между нашими театрами. Совместно мы сможем поднять искусство на большую высоту. Обещаю, что с нашей стороны задержки не будет. Мы сможем решить творческие и организационные вопросы по взаимному театральному обмену. Я понимаю практически каждое слово по-украински, и нам переводчики не понадобятся. Будем вместе делать одно большое общее дело».
А прощаясь, Валерий Гергиев признался, что над Киевом пролетает по 40—50 раз в год, но отныне будет не только останавливаться, но и выступать с коллективом Мариинского театра.
«Я абсолютно восхищен. Это было чудо. Настолько яркая, разнообразная, тонкая, сердечная игра. А сам Гергиев — явление уникальное, — не скрывал своих чувств Богодар Которович, скрипач, худрук ансамбля «Киевские солисты». — После концерта я вышел окрыленный. Прекрасно выстроена программа: Чайковский, Мусоргский, Прокофьев. Чудесный хор, оркестр. Солистка Е. Семенчук меня ошеломила своим голосом. Сегодня я побывал на большом празднике музыки».
Энергией маэстро Гергиева можно только восхищаться. В нашу столицу он прилетел из Нью-Йорка через Прагу в воскресенье в 12.45. Днем провел репетицию, а вечером выступал с концертом. В понедельник ранним утром (в 6.00) уже улетел в Санкт-Петербург.
Гергиев совершенно без звездных «мух» и капризов. Собранный и точный. Его жизнь расписана на годы вперед. В таком ритме жить трудно, а ведь он творец, мастер, руководитель огромного коллектива, который является ярким и самобытным ансамблем. На сцене Гергиев творит чудеса, но он, оказывается, еще и невероятно обаятельный собеседник (интервью с маэстро читайте в ближайших номерах «Дня»).
Выпуск газеты №:
№188, (2003)Section
День Украины