Перейти к основному содержанию

«Вий» добрый и романтичный

16 августа, 19:41

Киевская группа «Вий» существует уже более 20 лет, и за это время — не очень благоприятное для независимой рок-музыки — она не только сумела сохраниться, но и выработала свой собственный узнаваемый стиль.

Выход их альбома «Йшов Я Небом» не сопровождался сколько-нибудь заметной поддержкой в СМИ. Группа дала концерт в одном из киевских пабов, предварительно выложив новую программу для свободного распространения в сети.

И в музыке, и в текстах (автор последних, за несколькими исключениями, — основатель и вокалист группы Дмитрий Добрый-Вечер») «Вий» ощутимо традиционен. По идеологии Дмитрия сотоварищи можно отнести к группам патриотического спектра, впрочем, их патриотизм скорее культурного толка, нежели политического. Украинский язык песен хорошо сочетается с тематикой, по большей части опирающейся на испытанные национальные архетипы: от лесной готики Гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» («В Темнім Лісі Уночі» — о любви с русалкой) до трагических страниц истории («Колискова 33» — «Колыбельная 33» — о Голодоморе). При этом музыкальное воздействие отечественного фольклора почти неощутимо, здесь превалируют наработанные стили: ритм-энд-блюз, рок-баллада, кантри. Открывается альбом инструментальной композицией Goodbye My Revolution №1 — сентиментальный вальс на баяне наложен на гудки паровозов и шум уличной толпы; все в целом звучит как полуностальгический саундтрек к фильму про лихие 1920—1930-е годы. Дальше, собственно, начинаются общеукраинские (перерастающие в общечеловеческие) страхи и страсти.

«Відрізана Голова» — текст, выдержанный в логике ночного кошмара, странным образом соединяется с романтическим настроем. «Йшов Я Небом» — довольно анархичная медленная вещь с оттенком меланхолического сочувствия к тем, кто «у війську досі та в тюрмі».

У Дмитрия голос усталого мачо, очень подходящий для таких суровых мужских баллад, но в альбоме хватает песен, требующих и более широкого регистра эмоций. К примеру, «Колискова 33» — не просто колыбельная, это еще и своего рода реквием по всем погибшим в тот ужасный год, но сыграно это слишком быстро, с недостаточно драматичными интонациями, хотя текст, конечно, по-настоящему пронзительный; в свою очередь, когда речь идет о любви («Серпень Догорає», «В Темнім Лісі Уночі»), местами не хватает нежности в интонациях и мягкости в инструментальной части.

Хотя нет прямых стилизаций под фольклор, «Вий» все же чувствует себя уверенно, смешивая этнику в разных пропорциях. Раскованная славянско-ирландская «Троїцька пісня» (текст — Леси Рой), завершающаяся птичьим пением, звучит вполне органично. Уместно и карканье ворон в жестком фолк-роке «Бісова сила» — здесь как раз и есть пресловутая гоголевская чертовщинка. Все на своем месте и в «Вийди з кімнати» — почтительной интерпретации стихов гения украинского модерна Богдана-Игоря Антоныча. И все тот же ностальгический аккордеон в конце, на сей раз Goodbye My Revolution №2, — хорошее завершение программы: путешествие по пространству как лирическому, так и магическому, закончено.

«Вий» — один из немногих настоящих романтиков на украинской рок-сцене. Тем и хорош.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать