«Вначале я боялся брать дирижерскую палочку»
«Киевские солисты» Богодара Которовича отмечают юбилей
Десять лет назад в нашей столице родился коллектив, который прославил украинскую музыкальную школу. Ансамбль создавался под имя — Богодара Которовича, знаменитого скрипача, которого критики называли виртуозом-романтиком и украинским Паганини. Те, кому довелось слышать, как фантастически играет музыкант, до сих пор говорят, что у них было ощущение, что скрипка в руках этого маэстро поет человеческим голосом. Как солист, Богодар Антонович выступал в самых престижных залах разных стран, побеждал на международных конкурсах (в Бухаресте и Генуе). Он дважды играл на уникальных инструментах — скрипках легендарного Николо Паганини. Несколько лет назад, на пике славы, Б. Которович перестал выступать как скрипач, сосредоточившись на дирижировании, а ансамбль «Киевские солисты», которым он руководит, постепенно вышел на первые рубежи среди камерных коллективов нашей страны. 24 декабря в Национальной филармонии состоится юбилейный концерт ансамбля.
— Богодар Антонович, как все начиналось?
— Идея создать ансамбль появилась в нескольких головах. Я мечтал собрать в одном коллективе музыкантов-виртуозов. Причем сделать ставку на молодежь, а не забирать классных артистов из других оркестров, обескровливая коллективы. Но мечты, возможно, никогда не стали бы реальностью, если бы не Николай Жулинский. В ту пору он был вице-премьером. Николай Григорьевич нас всячески поддержал. Только мы подготовили документы, как в отставку ушел тогдашний премьер-министр Леонид Кучма. Пришлось все переделывать по-новому, и опять неудача — Леонид Кравчук проигрывает президентские выборы... Только с третьего раза нам удалось в Кабмине получить разрешение на создание ансамбля — так что от идеи до создания «Солистов» прошло несколько лет.
Вы знаете, когда мы объявили кастинг, то мне предлагали сразу заполнить все вакансии, но в этом вопросе я проявил твердость. Брать кого попало я не захотел. Ведь само название «Киевские солисты» говорит о том, что в ансамбле должны выступать музыканты высочайшего класса. А взяв ставку на молодежь, я, с одной стороны, усложнил задачу, а с другой, — создал благоприятные условия для профессионального роста музыкантов. Процесс селекции проходил непросто. Фактически четыре года я по крупицам собирал коллектив. Кстати, наше первое выступление прошло в только что отремонтированном здании Национальной филармонии, но так как ансамбль был еще не полностью укомплектован, то мне помогли оркестранты из Национальной оперы, принявшие участие в нашей программе.
— Сколько сегодня в ансамбле музыкантов и выступают ли «ветераны» из первого состава?
— В коллективе работают 20 человек. А вот из «старожилов» не осталось ни одного музыканта... Непростые-то были годы для исполнителей, занимающихся классической музыкой.
Кто-то уехал выступать за рубеж, а кто-то не выдержал сложных условий, в которых мы вынуждены были работать... Состав менялся, зато сейчас у нас оптимальный коллектив, а самое главное — это действительно виртуозы. Наш ансамбль много гастролирует не только в Украине, но и за рубежом.
— Богодар Антонович, вы сами поставили точку, завершив карьеру скрипача. Дирижирование — ваша вторая любовь?
— Как скрипач я достиг всего: известности, почета, восторга публики. Не многие музыканты могут похвастаться, что им выпало счастье играть на скрипке самого Паганини. Ни критики, ни меломаны не скажут, что они слышали, что Которович играл плохо. Конечно, можно было еще продолжать выступления, но я решил уйти в зените известности, чтобы не слышать когда-нибудь шепот: «Да, Которович уже не тот»...
Моим дебютом в качестве дирижера стало исполнение «Музыкальных моментов» Шуберта. Я исполнял небольшое соло на скрипке, а затем клал ее на пульт и начинал дирижировать. Вы знаете, вначале я боялся брать дирижерскую палочку в руки и дирижировал только руками. Потом пользовался карандашом. Мне казалось, что если я возьму дирижерскую палочку, то обратного пути уже не будет: из скрипача превращусь в дирижера.
Меня сильно увлекло дирижирование и его действительно можно назвать моей второй любовью после преподавания (Которович возглавляет кафедру скрипки в НМАУ. — Т.П. ). А первыми произведениями в моей новой ипостаси стало исполнение Увертюры до-минор Шуберта, затем Вивальди и Моцарт (Серенада и Дивертисменты)... Но говорить, что я узурпировал пульт, не приходится. С нашим ансамблем выступали такие известные дирижеры, как Владимир Сиренко и Саулюс Сондецкис (кстати, благодаря этому литовскому дирижеру в нашем репертуаре появилось «Воспоминание о Флоренции» Чайковского).
— В субботу вы приглашаете на юбилейный концерт в филармонию. Насколько я знаю, меломанов ожидает сюрприз — прозвучит необычный инструмент...
— Мы подготовили разнообразную программу, в которой каждый музыкант ансамбля выступит сольно и покажет свое мастерство. В концерте прозвучат классические и современные произведения: А. Вивальди, Б. Боттезини, Ф. Крейслера, М. Скорика и других композиторов. А что касается сюрпризов, то они, конечно же, будут. Недавно для ансамбля мы купили в Японии новый инструмент — синтетический клавесин. Он имитирует звук настоящего старинного клавесина. Думаю, что публика оценит его звучание, когда будут исполняться сочинения Баха и Вивальди...
В январе наш коллектив проведет в репетициях, сделаем записи новых аудиодисков. Это будут произведения композиторов-романтиков: Шумана, Мендельсона, а также запишем Третий концерт Евгения Станковича (нашего знаменитого современника).
Выпуск газеты №:
№236, (2005)Section
День Украины