Перейти к основному содержанию

Возвращение Бруно Шульца

16 июля, 00:00

На выставке во Львове экспонируются три его картины фондов галереи искусств, 10 аквафортов из Музея литературы им. Адама Мицкевича в Варшаве, выполненный в 1916 году рисунок карандашом (демонстрируется впервые), редкие издания, открытки и литература о художнике. А также — 5 отреставрированных фресок по мотивам детских сказок, выполненных Бруно Шульцом в 1942 году (незадолго до смерти) на так называемой вилле Ландау в Дрогобыче. Напомним, именно благодаря настенным росписям, часть которых была вывезена в Израиль, о Бруно Шульце заговорил чуть ли не весь мир. Более того, когда это произошло в мае прошлого года, вокруг этой детективной истории разгорелся международный скандал.

Если вспомнить, тогда, в мае 2001, на бывшую виллу Ландау, в одной из квартир которой сейчас живут пожилые супруги, пожаловали, как впоследствии выяснилось, представители израильского музея «Яд Вашем». Из согласия хозяев жилища, они демонтировали часть фресок, запаковали их и... впоследствии работы Бруно Шульца оказались в Израиле. Но как это могло произойти? Почему городская власть Дрогобыча закрыла глаза на такой произвол? Каким образом контрабанда пересекла таможенную границу Украины? В конечном счете, почему украинская власть не требует от Израиля возврата похищенных фресок?

— Легче всего, по-видимому, ответить на последний из вопросов, — рассказывает директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий. — На все наши протесты израильская сторона реагирует приблизительно так: мол, что от нас хотите — мы имеем на фрески дарственную, полученную от теперешних владельцев жилища, бывшей виллы Ландау, так что все, мол, законно...

Может, оно действительно так, но почему в таком случае это делалось тайно? Почему после того, как факт вывоза стал известным широкой общественности (прежде всего, благодаря отечественным и иностранным медиа), в том числе немецкой и польской, дрогобычская власть вспомнила о наследстве Бруно Шульца? Какие шаги, наконец, сделала украинская власть для того, чтобы во всем этом разобраться? Точно сегодня можно сказать только одно: на фоне скандала с вывозом фресок бывший городской голова Дрогобыча Алексей Радзиевский потерял свой авторитет у людей и дрогобычане своим мэром его не переизбрали. Что касается реакции компетентных органов, то, по словам Бориса Возницкого, с ним несколько раз разговаривали сотрудники СБУ, милиции, прокуратуры. Конечно, на предмет ценности вывезенных фресок и его личных версий относительно того, что произошло в Дрогобыче.

— Рассказал все, что знал, — говорит он. — Но и у самого больше вопросов, чем ответов на них. Скажите, каким образом контрабанда пересекла таможенную границу Украины? Ведь вывезены фрески — не какая-то там мелочевка, которую можно спрятать в автомобильном бардачке, а достаточно громоздкий груз.

Как бы там ни было, а сегодня вопросов действительно больше чем ответов. И пока что тешит во всей этой достаточно запутанной истории, по-видимому, одно: благодаря скандалу вокруг фресок имя Бруно Шульца стало известно тысячам и тысячам людей. В том числе и на Львовщине, где о нем раньше знали только специалисты. А теперь его художественных произведений в книжных магазинах не купить — нужно, очевидно, переиздавать. Аншлаг и на выставке живописи художника во львовской галерее искусств. Так что бедствие, которое постигло его настенные росписи, освободило имя Бруно Шульца из полузабытья...

В это время в Дрогобыче открыта мемориальная доска на отреставрированном доме, где жил художник. Надпись на ней выполнена на трех языках: украинском, иврите и польском. Очевидно, потому, что творчество Бруно Шульца — это достояние трех культур. На гранитной доске написано: «Бруно Шульц был великим еврейским писателем и художником, мастером польского слова».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать