Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Возвращение в Царьград...

«Возникновение признанной поместной православной церкви в Украине разрушит миф о «тысячелетней истории России», — религиевед
13 июня, 19:03
ПРЕДСТАВЛЕННАЯ РЕДАКТОРОМ ОТДЕЛА «ИСТОРИЯ И Я» ГАЗЕТЫ «День» ИГОРЕМ СЮНДЮКОВЫМ КНИГА НАШЕЙ БИБЛИОТЕКИ «ПОВЕРНЕННЯ В ЦАРГОРОД» ВЫЗВАЛА БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС У ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ, ВЕДЬ БОЛЬШАЯ ЕЕ ЧАСТЬ РАССКАЗЫВАЕТ О ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ УКРАИНЫ. ЗАМЕТИМ, ОНА БЫЛА ПОДГОТОВЛЕНА ПОЧТИ ЗА ГОД ДО ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Несмотря на то, что идея Всеправославного собора (планируется на 19—26 июня) вынашивалась православными иерархами еще с прошлого столетия, почти в последний момент несколько церквей заявило, что они не поедут на Крит. Среди них Болгарская, Антиохийская, Сербская и Грузинская церкви. Причины тому и организационные, и политические. На выходных появилась также информация, что от своего участия может отказаться и наибольшая поместная православная церковь — РПЦ, хотя во время организации Всеправославного собора Константинопольский патриархат пошел на серьезные уступки.

Тем временем в Украине произошло событие, которое сплотило представителей основных православных церквей Украины и дало позитивный сигнал Константинополю. На днях в Украинском доме состоялась конференция «Константинопольский патриархат в истории Украины: прошлое, современное, будущее», участниками которой стали политики, историки, религиоведы, а также иерархи Украинской православной церкви Киевского патриархата, Московского патриархата и Автокефальной православной церкви.

На событие была приглашена и газета «День» — с особой миссией — представить один из своих последних исторических бестселлеров «Повернення в Царгород», который тематически перекликается с содержанием конференции, но вышел задолго до ее проведения.

«Наша всеукраинская общественно-политическая газета «День» с момента начала своей жизни — а мы уже выходим 20 лет — абсолютно четко осознает и уверена в том, что духовный элемент истории цивилизации исключительно важен, — отметил во время презентации книги редактор отдела «История и Я» Игорь Сюндюков. — А история движется в том направлении, в котором движется человеческое сознание. Понимая это, на своих страницах мы уделяем внимание духовной жизни Украины и миру во всем его разнообразии и сложности. Важным примером этого внимания является наша книжная серия, одно из последних изданий которой — «Повернення в Царгород», выпущенное осенью 2015 года. Большая часть книги — духовно-политическая история Византийской империи в контексте Украины, поскольку это государство существовало свыше 1000 лет и имело разнообразные отношения со своими соседями, в частности со славянским миром и Киевской Русью».

Заместитель главы Администрации Президента Ростислав Павленко, обращаясь к участникам конференции, передал приветствие от Президента и отметил: «Возникновение единой поместной православной церкви является частью и институционным оформлением выбора партнерских отношений между государством и церковью. Поскольку это церковь, которая объединит православных страны и будет мощным партнером для государства в осуществлении совместных целей относительно утверждения независимости, выбора в интересах демократии — европейского выбора», — отметил он.

О будущем Всеправославном соборе и его роли в определении судьбы украинского православия говорил директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш. «Сегодня мы имеем абсолютно уникальный момент, создающий невиданные ранее возможности и перспективы, чтобы найти понимание, осознанную концепцию развития внутриправославных взаимоотношений, и роль в этом Константинопольского патриархата очень важна, — начал он. — С одной стороны, Всеправославный собор — это очень ответственная вещь для всей системы православных церквей, а с другой стороны, он дает нам перспективы и возможности воспользоваться постоянно возникающей ситуацией».

Юраш отметил, что если в 90-х гг. позиция Вселенского патриарха относительно православных юрисдикций Украины была негативной, то сегодня она изменилась, хотя и не стала однозначной. «В церковных взаимоотношениях многое изменилось и в Украине — реальное соотношение внутри украинского общества и реальные приоритеты. Я убежден, что вселенская патриархия с исключительным вниманием и уважением относится к выбору и приоритетам украинского общества.

«19 февраля мы встречались со Вселенским патриархом, почти три часа обсуждали ситуацию — чуть ли не треть времени была посвящена детальному обсуждению тех статистических данных, которые показывают, чего ожидает украинское общество, — рассказывает религиовед. В последнее время, в связи с активной подготовкой Собора, Константинопольский патриарх уменьшил интенсивность внимания к процессам в Украине — он считает это приоритетом, но реальным уже по окончании собора. Его позиция относительно объединительного православного собора, как и объединительных процессов в украинском православии, является однозначной. Он хочет видеть сочетание всех киевоцентричных сил в рамках единой, общей будущей поместной церкви. Об этом было заявлено на всех уровнях, и это и предпосылка, которая создаст более комфортные возможности для более активного привлечения украинской церкви. Все украинские церкви должны это понять, отбросить субъективные, часто искусственные барьеры, и реализовать то, что хочет видеть вселенский патриарх, — консолидацию всех представителей украинского православия», — подытожил он.

Его выступление логично продолжил организатор конференции, профессор Института философии им. Г.Сковороды НАН Украины Александр Саган, который подчеркнул, что «без посреднического участия Константинополя невозможно признание украинской церкви, о котором речь идет уже много десятилетий».

«Одной из важнейших потенциальных возможностей вселенского патриарха я считаю его содействие в конституировании единой поместной православной церкви в Украине, которой жизненно необходим отрыв от Московского патриархата, — продолжил религиевед. — Если Константинополь будет причастен к этому, его противостояние с Москвой перейдет в совсем другой ракурс, потому что его церковь количественно увеличится, а Москва потеряет огромный амбициозный фундамент. Возникновение признанной поместной православной церкви в Украине разрушит миф о «тысячелетней истории России».

Немного менее оптимистично, однако с не меньшим желанием вести диалог об объединении выступил митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский УПЦ (МП) Александр (Драбинко): «Немало надежд относительно этого Собора лелеют и православные украинцы, веря в то, что он поможет решить один из самых болезненных вопросов современного православия — излечить церковное разделение в Украине. Все мировое православие воспринимает нашу проблему как действительно болезненную и такую, которая требует решения, — начал он. — Два разных и в определенной степени альтернативных центра тяжести современного православного мира — Константинополь и Москва — имеют разные интересы, отличается у них и отношение к украинской церковной проблеме. Именно поэтому, чтобы сделать возможным проведение Всеправославного собора, было решено, что на его рассмотрение будут выноситься лишь документы, предварительно получившие единогласную поддержку всех православных церквей. Украинский вопрос на нем не будет рассматриваться — это существенное дипломатическое достижение сил, незаинтересованных в становлении автокефальной украинской церкви. Не будет выноситься и другой важный вопрос — процедура провозглашения автокефалии». Однако митрополит Александр добавил, что факт вынесения «украинского вопроса» за рамки Собора еще не означает, что Константинополь и другие поместные церкви считают, что преодоление церковного разделения в Украине является исключительно канонической прерогативой РПЦ.

«Одной из моделей излечения раскола является возобновление канонического статуса нашей церкви до 1686 года — возобновление присутствия Константинопольского патриархата, который является патриархатом наднациональным и сверхрегиональным», — подчеркнул Александр (Драбинко). Он также отметил, что хотя будущая каноническая модель преодоления последствий раскола в православии зависит от позиции Московского и Константинопольского патриархатов, в значительной степени будущее украинского православия зависит именно от позиции украинского епископата — сплоченности, единства, действенности, патриотизма, способности стратегически мыслить, умения прощать и признавать собственные исторические ошибки, а также мужества в защите канонических прав давней украинской церкви.

После выступления митрополита УПЦ МП Александра (Драбинко) выступил представитель УПЦ КП архиепископ Черниговский Евстратий (Зоря).

Он, как и Александр Саган, привел исторический пример, который мог бы стать одним из вариантов выхода из раскола в украинском православии. «Патриарх Дионисий издал решение о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату, за что был вскоре отстранен от патриаршего престола Синодом Константинопольского патриархата, — говорит Евстратий (Зоря). — Его, среди прочего, обвиняли в том, что он не по предписаниям канонических правил отдал Киевскую митрополию. Именно на основании этих решений в 1924 году Константинопольский патриархат издал томос о признании автокефалии Православной церкви Польши. Для нас этот прецедент является наиболее близким и важным, когда мы говорим о ближайшей обозримой перспективе. Физически Украинская церковь находилась и частично находится в юрисдикции Московского патриархата, но каноничность этого пребывания с самого начала остается сомнительной, а мы как УПЦ КП ее отрицаем».

«Константинопольский патриархат можно назвать православным патриархатом Запада, он признается выразителем всей эллинистической церковной традиции, — отметил архиепископ. — Авторитет Константинопольского патриархата как церкви-матери, как лидирующей церкви является тем фундаментом, к которому мы можем и должны обращаться за помощью в выходе из того кризиса, который наблюдается в украинском православии. Признание со стороны Константинопольского патриархата разрушит последний миф об исключительности каноничности всего одной конфессии в Украине, которая подчинена Московскому патриархату, и приведет к интеграционным процессам внутри украинской церкви и возникновению единой поместной православной церкви в Украине».

«В связи со скандальным развитием событий вокруг подготовки православного собора на Крите, только восстановление поместной автокефальной церкви в Украине способно решить ту проблему, десятилетиями существующей между Москвой и Константинополем из-за борьбы за право первенства, которое Константинополь занимает по праву и которую Москва по праву «силы и величия» пытается оспаривать. Без Украины Московский патриархат станет в половину меньше и из церкви-империи превратится просто в большую церковь, тем самым его амбиции утратят всякую почву. Это путь к успокоению всего православия и решению многих проблем, возникших вследствие этой борьбы».

Таким образом, в первую очередь, необходимы усилия. Во-первых, украинскому православию — для того, чтобы объединиться и укрепить позиции украинской церкви, а во-вторых — Константинопольскому патриархату, чтобы восстановить историческую справедливость и продемонстрировать реальную силу в отношениях с Российской православной церковью.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать