Время остановилось в фарфоре
Настоящую ретроспективу феномена киевского фарфора представил в прошлую пятницу Музей украинского народного декоративного искусства. Выставка, которая будет функционировать около двух месяцев, ставит перед собой цель напомнить посетителям, что фарфор не постарел и за тысячу лет своего существования. И в качестве наглядного примера представлены уже раритетные блюда и вазы мэтров кисти. Это теперь практически исторические работы Марфы Тимченко, Веры Павленко, Ирины Клименко-Жуковой, а также «украинского китайца» Александра Сорокина с их петриковской росписью — одной из самых сложных техник, как поделились сами мастера.
Первое рождение фарфора связано с рафинированной культурой Востока. Второе — с утонченной культурой Европы XVIII в. — Мейсен, Вена, Берлин, Севр, Петербург. Для Украины «камертонами» культуры стали Корец, Барановка, Межгорье. Однако уже в конце XX века самым большим центром художественного творчества Борисфенового края становится Киевский завод художественного стекла. Время все меняет... Не удивительно, что нынче уже нет того оптимизма, поскольку изделия из фарфора на Киевщине выпускает разве что Акционерное предприятие «Деффа» (в прошлом Киевский экспериментальный керамико- художественный завод). И то, в основном, по заказу иностранных представительств. «Изделия из фарфора — это не ширпотреб, — отметил Александр Цапенко, председатель наблюдательного совета ОАО «Деффа». — Они всегда были чем-то особым, на них ориентировались люди с высоким достатком. И, очевидно, так будет и в дальнейшем». Однако, какими бы пессимистическими не были прогнозы, судя по экспонатам, это далеко не так. Поскольку, как выяснилось, нынче предприятие хоть и ориентируется на помпезность и одновременно совершенство и качество, его кружки таки доступные по ценам даже для рядового покупателя (на некоторых раскладках, судя по собственному опыту, их можно выторговать за 7—8 грн.).
Ближе к закрытию выставки по совместному проекту музея и предприятия планируется аукцион работ. Полученные деньги должны перейти авторам или их семьям. Получается, что уже сейчас можно присмотреться к тому, что вы бы хотели иметь у себя дома. А тем временем наиболее массовыми изделиями, в противовес прежним сервизам, выходит промышленная тара (оригинальные бутылки, баночки, кухонные принадлежности) и, конечно же, сувениры. Ожидается, что в ближайшие 5 лет производство последних еще вырастет. Пусть там как, а в поддержку собственно оригинального киевского фарфорового искусства не помешало бы объявить несколько грантов. А то дальнейшие выставки, при практически формальном производстве и отсутствии школы, рискуют стать лишь историческим достоянием без пополнения модерном.
Выпуск газеты №:
№125, (2004)Section
День Украины