Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выравнивание конкуренции

Автопромышленность получила шанс
27 ноября, 00:00

Недавно Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект закона «О развитии автомобильной промышленности Украины». Здравый смысл на этот раз восторжествовал — благополучно разрешена еще одна законодательная коллизия. Удовлетворены все: ВТО (украинское законодательство в области автомобилестроения приведено в соответствие с его пожеланиями), украинский автопром (который не утратил перспектив развития в новых условиях и возможности создавать новые рабочие места), а главное — украинский потребитель, который по-прежнему имеет возможность покупать новые качественные автомобили.

Одной из наиболее актуальных тем, обсуждавшихся в течение последнего года в контексте вступления Украины в ВТО, является приведение украинского законодательства, регулирующего различные отрасли промышленности, в том числе автомобилестроение — в соответствие с нормами ГАТТ/ВТО и ЕС. Согласно последним, Украине необходимо пересмотреть преференции, которые сегодня предоставлены отдельным отраслям. С одной стороны, выполнение этого условия является обязательным при вступлении страны в ВТО. С другой — положения как международного, так и национального законодательства указывают на невозможность ухудшения инвестиционных условий для уже работающих в Украине инвесторов. При разрешении этого противоречия задача правительства должна оставаться неизменной: обеспечить для предприятий, производящих продукцию в Украине, наиболее благоприятные условия при конкуренции с зарубежными производителями.

В автомобилестроении эта задача стоит особенно остро, поскольку украинский рынок становится чрезвычайно привлекательным для иностранных производителей, а конкуренцию между украинскими компаниями и западными автоконцернами назвать равной довольно-таки тяжело. Мировые автоконцерны работают в условиях более развитой бизнес-инфраструктуры, предоставляемой в виде налоговых и других льгот, налоговых «каникул» и даже прямых дотаций — грантов. Например, ЕС за последние несколько лет предоставил гранты таким ведущим компаниям, как Volkswagen (115 млн. дол. США), GM-Opel (570 млн. дол. США), Fiat (1,7 млрд. дол. США) и т.д.

Понятно, что сегодня результат столкновения любого отечественного предприятия с мировым производителем вполне предсказуем. Тысячи людей, занятых в автомобильном производстве, могли бы остаться без работы, а Украина надолго потеряла бы шанс «вписаться» в разделение труда в мировом автомобилестроении. Исходя из этого, идея предоставления преференций предприятиям автомобильной отрасли пока еще остается весьма актуальной для Украины. И кстати, она абсолютно не противоречит международным нормам. В частности, согласно статье 29 Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах ГАТТ/ВТО, страны с переходной экономикой на протяжении семилетнего периода от момента вступления в действие соглашения по ВТО имеют право использовать программы и мероприятия, необходимые для перехода от планово-централизованной к рыночной экономике, и в том числе так называемые запрещенные субсидии.

Таким образом, главной задачей для правительства, оказавшегося перед дилеммой создания новых законов, которые бы отвечали и требованиям ВТО, и стратегическим интересам Украины, стало сохранение текущих условий деятельности для предприятий, которые уже реализуют долгосрочные инвестиционные проекты. А также — обеспечение предприятиям-производителям благоприятных условий для успешной конкуренции с Западом. Первый такой шаг, похоже, уже сделан. 20 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины», ставший продолжением до сих пор эффективной государственной политики в сфере автомобилестроения. В рамках этого документа предлагается остановить действие вышеупомянутого закона «О стимулировании производства, автомобилей в Украине», однако ликвидация преференций не будет распространяться на те предприятия, которые уже реализуют инвестиционные программы.

Законом предусмотрен и другой механизм защиты рынка — повышение ставок ввозной таможенной пошлины на импортные автомобили. Так, на новые легковые автомобили предполагается повысить пошлину до 15%, на комплектующие изделия к автомобилям — до 20%, на автомобили, бывшие в употреблении до 5 лет, — до 20%, более 5 лет — до 30%.

Ряд экспертов уже высоко оценили данный проект. Во-первых, он абсолютно не противоречит международным нормам, в частности, условиям о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, и нормам ВТО. Во- вторых, законопроект ориентирован на рост поступлений в бюджет, сохранение и создание новых рабочих мест в автомобилестроении и, соответственно, других отраслях (металлургия, нефтехимическая, электронная промышленность и другие). Не говоря уже о повышении инвестиционной привлекательности страны, а значит — и о создании благоприятных условий для дальнейшего привлечения инвестиций в отечественную промышленность. Все вышеупомянутое, а также результаты голосования за проект Закона в первом чтении (291 депутат проголосовал «за», и только 2 — «против») позволяют рассчитывать на успешное принятие Закона в целом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать