Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Выйти на качественно новый уровень»

Будет ли высшее образование другим после карантина — дискутировали в рамках Дней науки в Остроге
18 мая, 19:41

В рамках «Дней науки 2020» в Острожской академии состоялась панельная онлайн-дискуссия «Университет перед вызовами современности».

О студенческой среде писала главный редактор «Дня» Лариса Ившина в книге «Мои университеты» еще в 2006 году: «Конечно, гораздо лучше, когда вся атмосфера в обществе, когда вся сила государства направлены ??на то, чтобы помочь человеку свободно дышать и жить, не выискивая тех щелей между плитами, где можно протиснуться и схватить причитающийся тебе луч солнца, света и глоток воздуха. Но когда все не идеально, все равно есть много правильных маршрутов. Один из них для меня пролег через украинские университеты, которые остаются твердынями сопротивления примитивизации и островами просвещения. Которые, в конце концов, может, когда-нибудь станут материком».

На прошлой неделе, под модерированием проректора по научно-педагогической работе НаУОА, доктора философских наук, профессора Дмитрия Шевчука, эксперты пытались выяснить новые вызовы, стоящие перед современным университетом, в частности обострился ли кризис в университетах с переходом на онлайн-обучение, будет ли высшее образование другим после карантина, а что не изменится в университетах никогда.

По мнению первого проректора Украинского католического университета, PhD по философии, доцента Тараса Добко, для некоторых университетов такая форс-мажорная ситуация станет вопросом выживания: «От кого-то останется лишь оболочка или название, но будут и такие, которые творчески используют этот кризис, чтобы переосмыслить себя и на этой волне выйти на качественно новый уровень. В глобальных масштабах университет останется одним из самых почитаемых институтов. И общество, и родители в дальнейшем будут вкладывать немалые ресурсы в университетское образование во всех странах мира. Любой университет должен диверсифицировать источники своих доходов и не зависеть на 90% от одного источника. Мы должны научиться разговаривать на языке форс-мажоров, рисков и их смягчения. Нам надо предусмотреть различные сценарии развития событий. Люди приходят в университет не просто, чтобы посидеть за партой на уроке или с книгой в библиотеке, а прежде всего — за качественным опытом и общением. Именно поэтому пандемия, которая загоняет нас в виртуальный мир, более болезненна, чем природный форс-мажор, который может быть очень разрушительным, но все же кратковременным. Для успешного управления в университете сегодня важны следующие четыре компонента — это гибкость, эксперимент, улучшение качества изо дня в день и лидерство».

По словам президента МБФ «Международный фонд исследований образовательной политики», кандидата исторических наук, профессора Тараса Финикова, в украинских университетах, к сожалению, отсутствует культура прогнозирования развития, а там более культура ситуативных решений и реакций. Поэтому мы очень легко поддаемся различным внушениям. «Активное введение дистанционного обучения вызовет рост интереса к краткосрочным сертификатным формам обучения, а это приведет к росту популярности неформальной сферы образования. Изменения, которые происходят в образовании, должны положить конец доминированию монологической формы обучения. Лекции как жанр должны стать довольно редким, экзотическим элементом нашего обучения, но далеко не доминантным. Университет должен сохранить роль не института, который транслирует знания, а превратиться в интеллектуальную среду, которая культурно обогащает, предоставляет разнообразные возможности для общения, занятий в соответствии с нашими потребностями, вкусами, наклонностями или даже капризами», — отметил Тарас Фиников.

Член Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования, доктор физико-математических наук, профессор Владимир Бахрушин убежден, что глобальная конкуренция приводит к борьбе между университетами и за студентов, и за преподавателей, и за ресурсы. «Мы должны понимать, что университет, который имеет плохую репутацию, особенно в условиях усиления конкуренции, будет терять и ресурсы, и студентов. Он просто не выживет. Для Украины также очень актуальный вопрос — это финансовое обеспечение образования. Если проанализировать финансирование в расчете на студента, то в Украине этот показатель сегодня примерно в 2-4 раза меньше, чем в Польше, странах Балтии, Чехии, Венгрии, еще больший отрыв имеем от других европейских стран», — отметил эксперт.

Заведующий кафедрой культурологии и философии НаУОА доктор философских наук, профессор Николай Зайцев акцентировал внимание на том, что сейчас университет на распутье и ищет ответы на вопросы: «Стоит ли ориентироваться на технологические стандарты функциональной грамотности, то есть свести роль университета к обычному институту, а то и просто колледжу?», «Или университет должен давать фундаментальное образование, формировать, воспитывать и готовить людей, которые будут открывать горизонты социокультурного бытия?». Ученый считает, что современный университет все-таки должен готовить людей, которые могут не просто применять компетенции, но и творить. По его мнению, успешное будущее и развитие — именно за элитарными университетами.

«Дидактическая составляющая обучения сегодня предстала достаточно остро, особенно это касается контроля и оценки в условиях онлайн. Также важно научить современного человека самостоятельно ориентироваться в потоках информации и принимать правильные решения. Конечно, нужно менять управленческую модель обучения. Если раньше мы давали ответы на вопросы «Кто учит?», «Чему учит?», «Кого учит?», «Как учит?» и «Сколько это стоит?», то сейчас, в период онлайн-обучения, важны вопросы «Где учит?» и «Когда учит?» Сейчас для Украины архиважно формировать не только высококвалифицированного специалиста, но и человека с высокими моральными ценностями. И это один из приоритетов Острожской академии», — подытожил ректор НаУОА, доктор психологических наук, профессор Игорь Пасечник.

Кроме того, во время панельной дискуссии состоялась презентация книги «Quo vadis, Университете?» под редакцией Дмитрия Шевчука, которая вышла в издательстве Национального университета «Острожская академия». Книга посвящена анализу современного положения университета. Авторы, среди которых и участники панельной дискуссии, обращают внимание на идею и миссию университета в современных условиях, указывают на изменения, которые должны произойти в высшем образовании, изучают влияние глобальных трансформаций на университеты и роль традиции для существования этого института. Внимание исследователей сосредоточено также на развитии науки в современных университетах, месте и роли мировоззренческих дисциплин в университетских образовательных программах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать