«Вызов империи»
Наша альтернатива чемпионату в России — как за Сенцова и других «узников Кремля» болели на киевском стадионе
Вообще, на столичном «Олимпийском» запрещено использовать любую пиротехнику. Но есть исключения. Например, акция в поддержку Олега Сенцова и украинских политзаключенных в целом. Событие состоялось 2 июля, в 50-й день голодовки Олега.
Ультрас, родные политзаключенных, народные депутаты, министры, активисты, в целом сотни обычных людей пришли на стадион, чтобы зажечь огромную надпись «Олег, Украина с тобой!» на одном из секторов. И пока в России идет чемпионат мира по футболу, трибуны главной спортивной арены Украины гудят в поддержку 71 «узника Кремля».
«ДЛЯ МЕНЯ ЭТИ ЛЮДИ — ВОЕННОПЛЕННЫЕ»
Устроили акцию общественные организации — Ассоциация болельщиков АР Крым и творческое объединение #Babylon’13. Олег Комуняр из Ассоциации болельщиков АР Крым говорит: «Избрали именно такую форму для акции, потому что, во-первых, это масштабно. Такое количество людей, такой формат должны привлечь большое внимание. Тем более, #Babylon’13 снимет об этом хорошее видео. О людях, которые находятся там (в России и аннексированном Крыму. — Авт.) в заключении, нужно постоянно говорить. Только так мы можем как-то их освободить. Мы же не можем напасти на тюрьму, подорвать стену, чтобы они вышли. А это — наше оружие».
Олег рассказывает, что репрессии после оккупации Крыма касались и футбольных фанатов. «Крымские болельщики были патриотично настроены и принимали участие в Евромайдане. Сейчас многие из них выехали с полуострова и воюют на востоке нашей страны», — добавляет активист.
Помогал проводить акцию Назарий Кравченко, первый заместитель председателя партии «Национальный корпус», ультрас киевского «Динамо». Хотя он давно является активным футбольным фаном, Чемпионат мира в России не смотрит принципиально. Об «узниках Кремля» Назарий говорит: «Я не считаю этих людей политзаключенными, я бы сказал, что они — военнопленные. Мы находимся в состоянии гибридной войны, поэтому нужно делать все, что от этого требуют время и обстоятельства. Нужно просто быть активными и самоорганизовываться, быть украинцами, воевать и бороться».
«ОЛЕГ — МОЙ ПОБРАТИМ»
Один из координаторов «Автомайдана» в Киеве Ярослав Гончар говорит, что каждый день будет приходить на каждую акцию в поддержку Сенцова. «Потому что Олег — побратим, он из «Автомайдана». Я лично знаю его, провожал его к Крыму. Олег был координатором нашего штаба, вся административная работа была на нем, он знал все, всех направлял. Все абсолютно проходило через него, он просто жил в Украинском Доме, — вспоминает Ярослав.
«Олег выдвинул почти невыполнимое требование. Он же не требует собственного освобождения, он требует освобождения всех политзаключенных. Он в жизни не станет на колени. Это личный вызов Путину. Один человек бросает вызов целой империи, — рассуждает активист. — А что касается освобождения украинских политзаключенных — здесь нет универсального рецепта, это всегда результат синергии между политической составляющей, дипломатической, нами — улицей. В конце концов, формально переговоры ведут два человека, плюс вес имеют еще несколько человек. Разговаривают Порошенко с Путиным через одного или двух посредников, еще есть три или четыре советника. И есть несколько людей на планете — Трамп, Макрон, Меркель — слово которых может что-то значить для Путина. Все остальные — для того, чтобы это состоялось. Вот мы здесь создали картинку. Эта картинка завтра может появиться в украинских газетах и в американской «Нью-Йорк Таймс», и тогда это будет иметь определенное влияние. И каждый день нужно делать что-то подобное, с качественной подачей, давлением. Это должна быть справка, которую политик получает на стол каждый день».
Кстати, Президент Украины Петр Порошенко поблагодарил на своей фейсбук-страничке участников акции на «Олимпийском». «Олег Сенцов находится в российской тюрьме только потому, что отказался сдать украинский паспорт, что любит Украину. И мы все вместе выражаем слова солидарности со всем миром, который требует от Путина немедленно освободить Олега Сенцова, Владимира Балуха, Романа Сущенко, Александра Кольченко и всех украинских политических заключенных, которые находятся в застенках РФ, временно оккупированных Донецкой области и аннексированном Крыму», — написано на странице главы государства в соцсети.
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБМЕНА
2 июля в медиа появилась новость о заявлении заместителя главы комитета по обороне российского Совета Федерации Алексея Кондратьева, что Сенцов может попасть в список обмена осужденными между РФ и Украиной. Кондратьев отметил, что вопрос обмена Сенцова неоднократно поднимался представителями Украины и его фамилия, «как и раньше», актуальна для обмена.
Незадолго до этого представитель Президента Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске Ирина Геращенко обнародовала в «Фейсбуке» перечень из 23 лиц, осужденных или задержанных в Украине «за преступления против территориальной целостности и суверенитета Украины, за подготовку терактов, шпионаж и другие тяжелые преступления». Как заметила Геращенко, украинская сторона готова их помиловать при зеркальном освобождении Россией политических узников Кремля. «В связи с тем, что уже три месяца не имеем никакого ответа от РФ на этот призыв, я получила разрешение компетентных структур, чтобы публично озвучить фамилии этих граждан РФ, которых мы готовы передать», — прибавила госпожа Ирина.
Тему со списком кандидатов от Украины на взаимное освобождение в июне подняла в публичном пространстве Медийная инициатива за права человека. «Когда в настоящий момент мы затрагиваем этот вопрос, то пытаемся подтолкнуть каким-то образом так называемый обмен или взаимное освобождение в связи с голоданием Олега Сенцова», — говорит сокоординатор МИПЛ Мария Томак. Впрочем, добавляет правозащитница, из некоторых заявлений, в частности украинского Уполномоченного по правам человека Людмилы Денисовой, можно понимать, что Россия своими людьми не интересуется.
«В принципе единственный шанс поднять эту тему — все-таки заставить об этом говорить общество, российскую прессу. Понемногу это удается. Прежде всего, на уровне либеральных медиа, но заявление Ирины Геращенко, когда она озвучила 23 фамилии (претендентов на взаимное освобождение. — Авт.), прошло по прокремлевским российским СМИ, — отмечает Томак. — Думаю, хорошо, что для Путина тема этих людей является способом осуществить какой-то обмен и «сохранить лицо», списав все на то, что «мы спасаем наших людей» и тому подобное. То есть как-то использовать эту тему, чтобы выйти из ситуации с Сенцовым так, чтобы это было воспринято должным образом российским обществом».
«ВЗАИМНЫЕ ВИЗИТЫ ОМБУДСМЕНОВ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ПРЕДИСЛОВИЕМ К ОСВОБОЖДЕНИЮ»
Людмиле Денисовий так и не удалось посетить ни одного из «пленников Кремля». О состоянии Олега Сенцова или другого политзаключенного — Владимира Балуха, который 3 июля голодает 107-й день, общественность узнает разве что из сообщений адвокатов, а профессиональных выводов независимых врачей нет.
«Думаю, что визиты с одной стороны Денисовой, из другой — Москальковой (российский омбудсмен. — Авт.), могли бы стать определенным предисловием к обмену людей, к освобождению. Но я бы не преувеличивала значения этих визитов с точки зрения верификации состояния, — рассуждает Мария Томак. — К Сенцову имеет доступ его адвокат, к Балуху — тоже адвокат, 2 июля он был на суде. Омбудсмены не являются профессиональными врачами. С этой точки зрения мне кажется, что значительно важнее было бы, если бы Украина и Россия смогли договориться, возможно, на уровне президентов, не просто о взаимных визитах омбудсменов, а о стратегических действиях, скажем, о формировании группы врачей, к которым было бы доверие с обеих сторон и которые бы могли посещать людей, задержанных как Украиной, так и Российской Федерацией или оккупационной властью Крыма. Чтобы эти врачи могли выполнять сугубо гуманитарную миссию. Ведь мы понимаем, что даже если состоится обмен, проблема лиц, заключенных по политическим мотивам, никуда не денется».
На 16 июля запланирована встреча президента США Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки. Правозащитница ожидает, что к этому событию будет очередная волна активности в поддержку «узников Кремля».
* * *
«Рано или поздно я выиграю все суды. Не в этом государстве, так в другом. Слава Богу, мир не ограничивается этой страной. И я бы очень хотел, чтобы моральную и материальную компенсацию мне выплатили из ваших карманов. Ваше государство взяло меня в заложники. Рано или поздно это случится. Вы не убежите от этого наказания. Не здесь — так есть высший суд», — это Владимир Балух сказал в своем последнем слове в подконтрольном России Раздольненском райсуде Крыма (видео выступления разместил в сети ресурс «Крым. Реалии»).
Напомним, в настоящее время в оккупированном Крыму рассматривается возбужденное против Балуха дело о дезорганизации работы изолятора временного содержания. Приговор должны вынести 5 июля. Прокурор запросил четыре года колонии общего режима. С учетом первого приговора, за вроде бы хранение боеприпасов, — это шесть лет колонии и штраф в сумме 10 тысяч рублей. Защита активиста просила о его оправдании.
«Этот судебный процесс уже в пятый раз подтверждает, что используются любые формальные поводы с одной целью — как можно жестче наказать человека за вольномыслие, за потребность оставаться собой, любить свою страну, родных и близких, не становиться предателем, за необходимость вслух выражать свое мнение о том, что происходит, — также говорил Балух. — И введите вы статью за ненависть к системе, режиму, который узурпировал власть. Это было бы честнее. Я бы тогда подписался под каждым словом, сделал бы явку с повинной. Тогда давайте мне хоть пожизненное. Каждый сам выбирает цену, которую готов платить за любовь к Родине».
Именно в «темные времена» появляется немало героев. Важно сохранить их для времен светлых, а это зависит от всего сообщества. Ситуация с «узниками Кремля» — не исключение.
Выпуск газеты №:
№115, (2018)Section
День Украины