Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я искал прежде всего мысль...»

В Центральном доме художника проходит выставка работ Николая Гроха, приуроченная к его 75-летию
10 мая, 20:00
РЕПРОДУКЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Заслуженный художник Украины Николай Грох родился в Санкт-Петербурге (на то время Ленинграде) в 1936-м году, но детство его прошло в селе под Киевом. Учился в Киевском училище прикладного искусства, на отделении художественного текстиля, позже в Киевском государственном художественном институте. С 1965-го года принимал участие в многочисленных выставках, занимался иллюстрированием книг и станковой графикой. Кроме того, Николай Грох является основателем и руководителем художественной студии Национального Союза художников Украины.

Выставка работ мастера, которая представлена в Доме художника, состоит из акварелей и, по определению самого художника, «неожиданная» для него самого графика.

— Совершенно случайно я начал расшифровывать свои альбомы еще 70-х годов прошлого века, — рассказал «Дню» Николай ГРОХ. — Там зафиксированы мои графические поиски разных композиций, тем, в том числе связанных с социальной сферой. Специально изображать определенные социальные реалии я не пытался, просто искал ключ к текстам, которые должен был проиллюстрировать. В небольших эскизах 2 на 2 — 3 сантиметра я искал прежде всего мысль. Некоторые образы выныривали подсознательно. Когда недавно я увеличил один из таких эскизов, он показался мне очень интересным. Дальше мне увеличили другие рисунки, и я повторил их один в один, только на большей площади. В этих графических работах проходит, в частности, тема власти, тема Голодомора. В 1982-ом году я слушал по «Радио Свобода» и «Голосу Америки» книгу Роберта Конквеста о Голодоморе. Я пытался расспросить что-то о том Голодоморе у родителей, но все молчали, никто ничего не говорил. А, между тем, рука гуляла в альбоме... Кроме того, я дважды был в Кампучии, из художников я попал туда первым, ходил по засохшей крови и костям всего-навсего через пять лет после геноцида, уничтожившего почти 3 миллиона людей. Тема власти в этих графических работах — универсальная, лишенная конкретики. Эти рисунки создавались во время партийной учебы, партийных собраний, на которые художники вынуждены были приходить. А, отсиживая там часы, каждый из них выводил себе на листике что-то подсознательное, что оказывалось очень подходящим и метким. Словом, это исследование кухни художника, — резюмирует художник. — А кухня иногда оказывается интереснее ее результата.

Впрочем, в течение последних десяти лет творческое внимание художника было приковано не к лаконичной черно-белой графике, а к насыщенным цветом акварелям, изображающим цветы. Настоящее море ирисов на почти 70-ти полотнах, составили вторую часть выставки, представленной в Доме художника.

— Этот цветок живет всего-навсего один день. Когда сидишь в мастерской с ним один на один, то видишь, что он асимметричен, видишь, какой он невероятно нежный, впечатлительный и доверчивый. Он раскрывается перед тобой так, как раскрываются, по-видимому, только в любви, — делится с «Днем» художник. — А уже на следующий день он закрывается и начинает кормить своим соком тычинку — и тут взрывается новая жизнь. Созерцание этого невероятного процесса провоцирует философские размышления и жизненные параллели. Когда всматриваешься в оттенки, нюансы цветка, а особенно когда вдруг солнечный свет проходит сквозь его лепесток, ты вдруг начинаешь чувствовать себя таким беспомощным! Ведь как бы замечательно ты его не нарисовал, приблизиться к оригиналу все равно не удастся.

Выставка работ Николая Гроха в Центральном доме художника (Киев, ул. Артема, 1-5) будет экспонироваться до 15 мая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать