Языческое Полесье
В традициях сел на Ровенщине до сих пор живы обряды и ритуалы, которые ученые считают дохристианскимиИначе как чудом это не назовешь. Как до нашего полностью компьютеризированного и очень прагматического времени могли дожить обряды вызывания дождя? Да еще и не в виде музейных экспонатов или искусственной экзотики для туристов, а вполне практичные, применяемые по своему непосредственному назначению.
Жители Полесья (сел с удивительными названиями — Старые Кони и Сваровичи Ровенской области), которые в течение веков были оторваны от прогрессивного украинского «континента» чащами-лесами-болотами, до сих пор живут в своеобразной культурной резервации. В положительном значении этого слова. Ведь здешние женские народные коллективы, позаимствовав певчие и обрядовые обычаи от мам и бабушек, сумели сохранить их даже в разрушительном для украинцев XX веке. Здесь до сих пор совершают специфические ритуалы, назначение которых ученые-этнографы видят в вызывании дождя; во время жатвы в поле здесь до сих пор чествуют предков-дедов; этому региону присущий специфический ритуал освящения брака общиной.
Корни песенных и ритуальных обычаев жителей Пинщины и Погоринья, по мнению этнографов, углубляются вплоть до мелодий дреговичей и древлян, музыки, история которой насчитывает более тысячи лет. Интересно, что, несмотря на относительно незначительное расстояние между селами Старые Кони и Сваровичи (всего-навсего 30 километров), обрядность в них существенно отличается. А на этнографической карте Украины она является уникальной. Услышать и увидеть эти языческие отголоски можно исключительно на Ровенщине. И только благодаря этнографу Ирине Клименко (ее знакомство с женскими коллективами Старых Коней и Сваровичей началось 25 лет назад во время экспедиции) это уникальное наследие видит и слышит Киев. На этой неделе очередной концерт современных полесских «язычниц» состоялся в Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского.
— Я пою с детства, с щести лет. Тогда я выучила первые две песни, которые помню до сих пор. Нас учили мамы-бабушки, — говорит Доминика Чепун, запевала женского коллектива из села Старые Кони. Когда-то их в группе было девять, теперь — только трое, остальные отошли в мир иной. — Первые годы нас организовывал колхоз, мы пели в сельском клубе, потом начали ездить в Заречное (районный центр в Ровенской области. — Авт.) «на радіво», в Ровно, многократно бывали в Киеве (нас сюда Ирина Клименко возит), даже в Москве были. Мы уже научили петь наши песни даже поляков. Те к нам ездят каждый месяц. Мы им напоем — а они диски делают...
Действительно ли те ритуалы, которые сохранило украинское Полесье, являются языческими — проблема научная, которая, между прочим, по словам Ирины Клименко, до сих пор вызывает споры среди этнографов. Так или иначе, а пение, которое каждый вторник по вечерам звучало в Музыкальной академии, и ритуалы, которые удалось зафильмировать нескольким экспедициям в полевых полесских условиях, похоже, действительно берут начало с древних языческих времен. Особенно мистическим кажется ритуал, который выполняется утром в поминальный день. Отчаянное причитание, которое охватывает сельское кладбище, даже через призму видеозаписи пробирает до костей.
Полесские села, где сохранились прадавние народные творческие проявления, — это действительно наилучшая резервация, которая не ограничивает, а наоборот, открывает широкий путь к познанию древней Украины. Разве не чудо, пользуясь беспроводным интернетом, знать, что где-то на Ровенщине до сих пор живет и пульсирует языческая Украина?
Выпуск газеты №:
№190, (2009)Section
День Украины