Язык в оковах
К 125-летию Эмского указа![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010517/485-2-3_0.jpg)
Весну 1876 года император Александр II, cамый либеральный из российских самодержцев ХIХ века, по традиции проводил на курортах Германии. Именно там, в городке Эмс, царь подписал 18 мая пресловутый Эмский указ, послуживший одной из наиболее позорных страниц шовинистической политики династии Романовых. Это была попытка посягнуть на «святая святых» в духовной вселенной каждого народа — язык. И эта грубая шовинистическая акция (кстати, отнюдь не первая) была направлена против Украины.
Формальным предлогом для подписания указа (заметим — тайного, публично тогда не обнародованного, но тщательно исполняемого!) послужил донос помощника куратора Киевского учебного округа Михаила Юзефовича. В обращении к царю Юзефович описал угрожающие картины усиления ужасного «украинского движения» — как в самих «малороссийских губерниях» империи, так и за ее пределами. Доносчик усматривал в этом процессе «замаскированный социализм» и «скрытое посягательство на государственное единство России». Император рассмотрел записку-донос Юзефовича и дал указание подготовить соответствующий указ. Документ, изданный в Эмсе, — абсолютно закономерное звено в тщательно продуманном наступлении имперской власти на политическую и духовную свободу украинского народа. Напомним только некоторые этапы этого «славного пути»: подчинение украинской церкви Московскому патриархату (80-е годы XVII в.), запрет Петром I нa печатание церковных книг на украинском языке (1722 г.), уничтожение Киево-Могилянской академии — и наконец известный Валуевский циркуляр (июль 1863 года). Именно там мы встречаем людоедские слова: «Никакого отдельного украинского языка нет, не было и быть не может» (причем со ссылками на общее мнение самой украинской общественности, были даже приложены петиции с подписями верноподданных малороссиян... Стало быть, впереди шовинистов, как не однажды случалось и позже, сломя голову бежали «свои»!).
Но даже на этом фоне Эмский указ отличается своей бесчеловечной, «держимордовской» жестокостью. Вот его краткое содержание: категорический запрет на печатание и распространение каким бы то ни было способом книг на украинском языке на территории Российской империи. Этот запрет касался и литературы, издававшейся за рубежом «на малорусском наречии», а также изданных в империи «оригинальных произведений и переводов на этом самом «наречии». Во всех опубликованных трудах, так или иначе касающихся Украины, приказано было пользоваться исключительно общеупотребительным русским правописанием. Данному запрету подлежали также «различные сценические представления и чтение на малороссийском наречии, а также печатание текстов к музыкальным нотам».
По отношению к некоторым людям были применены репрессивные меры. Так, были уволены с работы за «неблагонадежность» профессора М.Драгоманов (вскоре оказавшийся в эмиграции), Ф.Вовк, М.Зибер. Прекратил свою деятельность Юго- Западный отдел Русского географического общества (именно там Юзефович увидел опасность «сепаратизма»), в массовом порядке были распущены громады, начавшие было возникать по всей Украине. За симпатии к украинскому национальному движению была закрыта газета «Киевский телеграф».
Основные положения Эмского указа оставались в силе вплоть до революции 1905 года, а учитывая новое наступление имперской реакции в 1906—1907 годах — вплоть до февраля 1917 года.
Выпуск газеты №:
№85, (2001)Section
День Украины