Законодательный «мост» от Украины к МОТ
В сфере технического регулирования в Украине назревают почти революционные изменения, связанные в первую очередь с намерениями нашей страны вступить в Мировую организацию торговли (МОТ).
Нынешняя система стандартизации во многом является остатком командно-административной системы бывшего СССР. Как сообщил на круглом столе «Реформирование законодательного поля: стандартизация — аккредитация — сертификация» глава Госстандарта Петр Кабан, в Украине еще действуют 60 тысяч стандартов советских времен. За годы независимости Украины разработано 2,5 тыс. стандартов, однако только 293 из них — это результат прямого внедрения международных норм, подчеркнул П.Кабан. Ни одна из стран ЕС не подписала с Украиной соглашения о взаимном признании стандартов. По мнению представителя проекта «Регуляторная реформа в Украине» Дмитрия Луценко, действующие стандарты, которые являются обязательными для выполнения, преобразовались в мини-законы, благодаря чему обеспечивается монополизм отдельных министерств. Соблюдая требования устарелых стандартов, производитель выпускает неконкурентоспособную продукцию.
Проект закона «О стандартизации», принятый в прошлый четверг в первом чтении (вместе с еще двумя законами «О подтверждении соответствия» и «Об аккредитации органов по оценке соответствия»), закладывает новый фундамент для системы стандартизации в Украине. Краеугольным его камнем является внедрение принципа добровольности применения стандартов. Таким образом субъектам ведения хозяйства предоставляется возможность выбирать оптимальные для них пути применения заказного документа — стандарта. Это также позволит украинским производителям изготавливать продукцию на экспорт согласно условий контрактов, что сейчас иногда исключено из-за обязательности наших стандартов. Не менее важно и то, что государственные стандарты будут заменены национальными, ибо это отвечает международной практике. По словам П.Кабана, приоритеты теперь будут располагаться в следующем порядке: международные, региональные (например, в СНГ) и национальные стандарты.
Сертификация, которая была внедрена в 1992 году (ее предшественниками в сфере контроля за качеством и безопасностью продукции были государственное испытание, государственное принятие и ОТК), не оправдала всех возложенных на нее надежд и стала одним из наиболее болезненных вопросов украинского предпринимательства. Поскольку она является обязательной, то покупая новейшее заграничное оборудование, фирмы вынуждены его сразу сертифицировать, расходуя на это немалые средства. Еще хуже приходится экспортерам, которые должны сертифицировать свою продукцию дважды — в Украине и за границей, ибо украинский сертификат на Западе недействителен. Многим из тех, кто причастен к бизнесу, надолго запомнились «сертификатные войны», которые до недавнего времени велись между предпринимателями и органами по сертификации УкрСЕПРО. Госстандарт тогда возглавляла Татьяна Киселева. С тех пор как в рамках административной реформы состоялась реорганизация комитета и изменилось его руководство, публичные дебаты вокруг сертификации надолго стихли. Тем временем Госстандарт подготовил нововведения, которые можно охарактеризовать как шаг навстречу предпринимателям.
Важнейшим моментом законопроекта «О подтверждении соответствия» является применение декларирования производителя, которое до сих пор в Украине было неизвестно из-за распространения практики тотальной сертификации. Сертификация будет применяться только для самых критичных с точки зрения безопасности изделий или компонентов, для всех других видов продукции достаточно декларирования производителем под собственную ответственность соответствия своей продукции установленным требованиям. Предлагается также установить деление на законодательно регулируемую (введение в обращение продукции регламентируется законами или другими нормативно-правовыми актами) и законодательно нерегулируемую (функционирует на основах саморегулирования, и государство не вмешивается в ее деятельность) сферы подтверждения соответствия.
Законопроект «Об аккредитации органов по оценке соответствия» приближает к мировой практике украинскую систему аккредитации: функции аккредитации и сертификации будут размежеваны. То, что Госстандарт сейчас сочетает обе эти функции, является грубым нарушением международных норм. Сочетание сфер аккредитации и сертификации в одном органе порождает недоверие к результатам украинской аккредитации, ибо ее тяжело назвать действительно беспристрастной и ясной. Отныне будет создан независимый от Госстандарта Национальный орган по аккредитации, в состав которого будут входить Совет по аккредитации, технические комитеты и комиссия по апелляциям.
Не следует однако надеяться на то, что реформирование в сфере технического регулирования начнется в ближайшее время. Даже если пакет законопроектов пройдет в парламенте без задержки, его реализация будет поэтапной — предупредил П.Кабан (кстати, в бюджете на следующий год на внедрение новых стандартов не выделено ни копейки). Поэтому целиком подходящим является замечание уполномоченного Госкомпредпринимательства по Киевской области Владимира Барабаша относительно того, чтобы уже на время переходного периода уменьшить перечень товаров, которые подлежат сертификации, и сделать другие послабления бизнесу. Ибо если избран новый курс, то на него нужно равняться уже сегодня.
Выпуск газеты №:
№228, (2000)Section
День Украины