Законотворчество вместо самоорганизации?
Александр МУЧНИК , автор законопроекта, президент Института муниципальной демократии и прав человека:
— Смысл закона в том, чтобы помочь жителям страны вырасти до субъектов конституционного права — граждан Украины. Говоря образно, гражданское общество — это нечто вроде корсета, который обнимает тело населения, превращая его в достаточно стройный, активный, последовательный субъект политической игры и конституционного права. Гражданское общество помогает населению защищать права и свободы каждого отдельного человека. На сегодняшний день у нас работают только те нормы Конституции, которые затрагивают интересы власти и властных ведомств. В свою очередь, эти структуры и приводят в действие эти конституционные механизмы. Граждане Украины, чьи права и свободы предусмотрены во втором разделе Конституции, лишены такой возможности, потому что у них нет рычагов влияния на государство и на чиновников. Для этого закон предусмотрел ряд мер, которые позволяют гражданскому обществу или людям через его институты подчинить чиновников своим интересам; позволяют им обеспечить права и свободы человека, гражданина, гражданского общества и в итоге — народа. Таким образом, благодаря этому закону начнут работать конституционные, общепризнанные принципы международного права. Начнут работать права и свободы граждан, нашедшие отражение во втором разделе Конституции. На сегодняшний день они практически не существуют, они только продекларированы. Но не работают. Население же фактически живет установками и традициями, которые сложились у него в период существования СССР.
В случае же принятия закона, фактически его не нужно будет даже внедрять, потому что его к исполнению принимает само население, благотворительные фонды, общественные организации и т. д. Они, получив права, начнут расти, как грибы. А защитой можно считать и то, что в законе предусмотрен запрет на налогообложение всех институтов гражданского общества, включая СМИ. А получив такую защиту, институты гражданского общества смогут нормально функционировать, и гражданское общество получит реальные предпосылки для развития. Юрий ПАХОМОВ , директор Института мировой экономики и международных отношений:
— С помощью законодательных актов нельзя заставить людей сплотиться. Это можно сделать лишь с помощью законов, основанных на мотивации. Что же касается гражданского общества, то можно издать хоть гору законодательных актов на эту тему, но ничего реально не изменится. Связано это с тем, что в ходе создания рыночной экономики у нас были затоптаны те слои, которые могли бы стать первичными при формировании гражданского общества, если бы им была обеспечена достойная жизнь. Прежде всего, это интеллигенция, квалифицированные рабочие, работники культуры. Гражданское общество у нас не формируется потому, что не формируется средний класс на основе того, что нам досталось. Все это было деформировано в худшую сторону. Кроме того, наше общество стало полярным. Ведь нормальное общество — это то, в котором половину доходов получают работники, и где-то процентов двадцать доходов получают хозяева. У нас все наоборот. Поэтому не формируется и национальный спрос. Нарушив же нормальные пропорции распределения доходов в обществе, мы заблокировали дальнейший процесс.
И, наконец, последнее. Гражданское общество — это не только общество, которое хорошо и достойно живет. Это еще и общество, где человек чувствует себя полноценным участником демократии. У нас же демократия наемная, и люди, не имея доступа к полноценной информации, лишены даже вкуса к свободе. И участие во всяких протестных движениях — это ведь тоже не проявление свободы, потому что люди, участвовавшие в них, покупались. И к этому легко приучить, но от этого очень трудно избавиться. Гражданское же общество необходимо строить, издавая законы, стимулирующие производство, повышая покупательную способность граждан, постепенно создавая и усиливая средний класс.
Выпуск газеты №:
№136, (2001)Section
День Украины