Запрет на небо
Страхование одного самолета может стоить Украине десятой части бюджета
Под угрозой запрета на выполнение международных рейсов, в связи с решением ведущих международных страховых компаний о снижении лимита ответственности за авиационные риски до $50 млн., принятым после террористических актов в США, оказались украинские авиакомпании. Об этом сообщил позавчера в ходе рассмотрения ситуации в авиационной отрасли на заседании транспортного ведомства министр транспорта Украины Валерий Пустовойтенко.
Дело в том, что вместе со страховыми компаниями моментально отреагировали на обострение международной обстановки и собственники самолетов, «взвинтив» размеры гарантий безопасности авиаперевозок, которые осуществляют украинские компании до $750 млн. Как пояснил «Дню» президент Авиационного страхового бюро Анатолий Лопата, эта астрономическая сумма обусловлена тем, что «на вооружении» ведущих авиакомпаний нашей страны («Авиалинии Украины», «Международные авиалинии Украины» и «Аэросвит»), выполняющих международные рейсы, стоят «лизинговые израильские «Боинги». Напомним, что большинство самолетов отечественного производства (в случае эксплуатации которых, по словам А. Лопаты, «гарантийные обязательства вряд ли превысили бы $200 млн.») ведущие аэропорты всего мира, руководствуясь ТИАКовскими поправками, просто не принимают.
В тоже время, представители высших эшелонов власти большинства стран мира отреагировали на неблагоприятные изменения практически моментально. К примеру, правительства США (за счет резервного фонда) и России (за счет увеличения размера внутреннего долга) уже приняли решение о предоставлении дополнительных гарантий по покрытию возникшей страховой разницы. В Великобритании эти обязательства взяла на себя сама королева Елизавета II, а в Польше — министр финансов.
«Украина же оказалась просто не готовой к возникновению такого люфта обязательств страховых компаний и гарантий авиаперевозчиков», — утверждает А. Лопата. «Наши страховые компании не могут обеспечить такое страховое покрытие. Да и довольно сомнительно, чтобы какая-либо украинская страховая компания взвалила на свои плечи обязательства на $700 млн.», — подчеркнул он. Воспользоваться услугами тех немногих ведущих страховых агентств Запада («Ллойд», «Марш» и т. п.), которые увеличили стоимость годового полиса полного страхования авиаперевозок до $100 тыс. (почти в 10 раз), украинские авиакомпании, как выяснилось, просто не в состоянии.
Сегодня, когда промедление для наших авиакомпаний, буквально, смерти подобно (в случае запрета на выполнение полетов убытки компании «Авиалинии Украины» составят $1,6 млн. ежемесячно, компании «Международные авиалинии Украины» — более $4 млн., «Аэросвит» — $5,4 млн. в месяц), стать гарантом спасения украинских авиаперевозчиков вознамерился Минтранс. «Необходимо оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию, чтобы не допустить утраты Украиной данного сегмента авиарынка», — заявил позавчера Валерий Пустовойтенко. «Министерство в состоянии выполнить такие обязательства», — заверил он.
Правда, как у нас заведено, «оперативную реакцию» по принятию правительством столь серьезных «обязательств» понадобилось все же утвердить в парламенте. Как сказали «Дню» в пресс-центре Минтранспорта, законопроект «О дополнительных мероприятиях по обеспечению авиационных перевозок» уже направлен на рассмотрение в Верховную Раду. «Минтранс уполномочен выступить гарантом для зарегистрированных в госреестре гражданских воздушных судов по покрытию лимитов ответственности перед третьими лицами по рискам, включая военные и по фактам терроризма, в пределах от $50 до $750 млн.», — говорится в документе. Платежи по гарантиям предусматривается обеспечить за счет средств Государственного специализированного фонда финансирования общегосударственных затрат на авиационную деятельность, участия Украины в международных авиационных организациях, поступлений за использование воздушного пространства Украины, а также средств авиапредприятий, выполняющих международные авиаперевозки.
Благородное намерение минтранса спасти наши авиакомпании, «завизированное» министерствами экономики и финансов, можно только поприветствовать. Но явно открытым остается вопрос: «Что будет, если с тринадцатью самолетами, которые выполняют международные рейсы, трех упомянутых выше авиакомпаний, не дай Бог, случиться непоправимое?!». Вероятно, Минтрансу для выполнения страховых обязательств придется затребовать всю доходную часть бюджета-2002 (которая, напомним, составляет 43,61 млрд., тогда как обязательства только по одному самолету «тянут» практически на 4 млрд. гривен). Возможно, гораздо безопасней выделить нашим авиакомпаниям среднесрочные бюджетные кредиты на приобретение соответствующих страховых полисов?!
Выпуск газеты №:
№184, (2001)Section
День Украины