Знаменитая печь устала... Поможем?

За 30 лет своего существования печь на кафедре керамики Львовской академии искусств «видела» столько разных произведений, что и не перечислить. Еще совсем дилетантские и практически — шедевры, потому что иногда дипломные работы становились едва ли не лучшими в жизни авторов. Столько в них молодой силы и смелости было, что превосходили мудрость опыта. Недаром потом произведения молодых художников становились украшением крупных общественных киевских и львовских учреждений. За ними, по правде говоря, очередь, заранее все расписано. Жаль, что на этом академия не может зарабатывать, хватает денег только на материалы для дипломников, и печь в своем бескорыстно-святом огне бесперебойно «рожает» своих глиняных детей — то кувшины, на которых сидят разные маленькие человечки, то фантастические светильники, совсем не похожие на лампы, то блюдо со сложными росписями…Хотя, надо отдать должное, уж сильно устала, но кто ее спрашивает!?
Благодаря этой печи рождались произведения таких известных сегодня в Украине и за ее пределами мастеров, как Тарас Левкив, Игорь Ковалевич, Ярослав и Ярослава Мотыки, Оксана Лыпа, Игорь Береза. А такие художники, как Василий Боднарчук, Иван Франк, Игорь Хода и Степан Андрусив и до сих пор с печкой не расстаются, потому что преподают в Академии искусств, выращивают молодые таланты.
…Первокурсники сначала подходят к печи с чувством уважения и робости — вот она поглотит своей пастью слепленную тобой работу и неизвестно, какой ее выдаст назад… Пятикурсники уже пытались общаться с печью «на ты», они уже знали, что можно от нее ожидать: иногда, что поделаешь, испортит замысел (что в конце концов является свидетельством отсутствия серьезных навыков); а иногда подарит приятную неожиданность — обожжет так, что работа получает новые качественные признаки. И то, что печь в академии воспринимают едва ли не как члена кафедральной семьи керамистов — не пустые слова, ведь без нее почти теряется смысл деятельности кафедры.
Поэтому печку все эти 30 лет берегли, любили, чтили ее характер, способность давать температуру обжига не больше 1000 градусов, и особенность — отработав 8 — 10 часов, остывать целый день; и только на третий день она разрешала себя разгружать. Печка иногда уж сильно капризничает, потому что «годы берут свое». Но в порядочных коллективах считаются со старшим работником, которого не столько разумно заменить, сколько вернее рядом поставить молодого, более подвижного и более выносливого. С температурой обжига намного больше 1000 градусов, с возможностью загружать новыми работами ежедневно и объемом больше, чем 70 на 70 сантиметров. Такие печи уже стоят у многих львовских предпринимателей, хотя мало ориентированных на высокое творчество, а скорее — на вкусы посредственного потребителя, который дает большую часть прибылей.
— Поэтому нам очень необходима современная печь, что позволяет создавать работы по требованиям современного дня, — говорит заведующий кафедрой керамики Львовской академии искусств Степан Андрусив, — К нам приходит талантливая молодежь, и дать ей мы должны как можно больше, в частности, возможность получить творческий опыт под руководством настоящих мастеров. Но печь — вещь дорогая. Не по карману академии, поэтому мы надеемся чуть ли не на чудо меценатской поддержки. Не хочется, чтобы в ближайшее время школа львовских керамистов понесла потери, прервалась цепь творческого горения в нашем славном цехе.
«День» публикует расчетный счет, на который можно направить средства для приобретения академией новой печи: Львовская академия искусств, ОКПУ 02071027, р/с 35224003000281 в УДК в Львовской области, МФО 825014.
С отметкой — благотворительное пожертвование на развитие материально-технической базы кафедры керамики Львовской академии искусств.
Выпуск газеты №:
№136, (2004)Section
День Украины