«Золотые» мосты Запорожья
Остановить строительство невозможно. Продолжать — нет денегДва моста и шестиполосную автодорогу через заповедный остров Хортица строят из стали и бетона, но так медленно, что они уже стали золотыми. Недавно несколько министерств утвердили новую смету этого самого масштабного запорожского строения, согласно которой его стоимость увеличивается с 1,9 до 5,3 миллиарда гривен. Результат закономерен, потому что ввод в эксплуатацию автомагистрали должен был состояться в конце 2009 года, но был сорван. Строение превратилось в долгострой и постоянно нуждается во вливаниях дополнительных средств. За шесть лет в него вложен миллиард гривен из государственного бюджета. И при этом, как показала проверка Счетной палаты Украины, «ни на одной из пяти предусмотренных первой очередью строительства транспортных развязок работы не завершены, сооружение второй очереди строительства вообще не начато».
Одна из причин такого состояния дел — то, что автомагистраль является объектом коммунальной собственности, а строится за государственные средства. Это обусловливает взаимные обвинения в недофинансировании строения. Местная власть постоянно говорит, что у города изымаются значительные средства в государственный бюджет, а Киев не финансирует строительство мостов. Счетная же палата отметила, что за 2004 — 2005 годы на строение не были выделены необходимые 101 миллион гривен из местного бюджета. А в 2006 — 2009 годах коммунальных средств в строительство мостов вложено всего 3,4 миллиона гривен, что составляет 3,8% от определенных объемов.
Еще одной причиной торможения строительства являются многочисленные нарушения законодательства, финансовой и бюджетной дисциплины, неэффективное использование средств. За 2004 —2005 год Счетной палатой было обнаружено таких нарушений на 52,1 миллиона гривен. Треть выделенных за это время государственных средств! Из них 36,3 миллиона четыре месяца пролежали на счетах мэрии! А 13 миллионов не были использованы и возвращены в бюджет. В 2006 —2009 году таких нарушений выявили на 144,8 миллиона гривен! В том числе и «нарушение тендерного законодательства при закупке проектных работ на 26,9 миллиона гривен».
К этому можно добавить, что и подрядчик как-то странно распоряжается средствами. В конце прошлого года правительство выделило на строительство 50 миллионов гривен, соответствующая часть которых была перечислена фирме, строящей автомагистраль. В то же время, ее рабочие вынуждены были устроить забастовку, чтобы им выплатили зарплату.
В результате эти новые мосты превратились для государства в традиционный чемодан без ручки. И нести неудобно, и бросить жалко. Средств вложено много, а надлежащих результатов нет. Остановить же строительство невозможно. В таком случае пропадут уже вложенные в него из государственного бюджета деньги. Приостановить строительство тоже нельзя. Консервирование построенного также нуждается в средствах. Да и мосты, хотя для их строительства выбрано не самое лучшее место, все же нужны городу.
Поэтому, скорее всего, строительство продолжится, но, похоже, теми же черепашьими темпами. Ведь ничего не изменится в финансировании этого объекта. Поскольку передача автомагистрали из коммунальной в государственную собственность, что должно было бы решить все проблемы, тормозится. Хотя Счетная палата уже дважды рекомендовала это сделать! Но на эти призывы никто не обращает внимания. Вероятно, кому-то не слишком нравится изменение направлений движения финансовых потоков, которое при этом обязательно произойдет. Кроме того, некоторые городские чиновники уже выражали мнение, что после завершения строительства мостов проезд по ним надо сделать платным. А после изменения формы собственности осуществить это вряд ли будет возможно.
Поэтому запорожцам остается только гадать, достроят эту автомагистраль за три года или нет?
Выпуск газеты №:
№23, (2010)Section
День Украины