10 лет с МВФ
Эксперты проанализировали эффект кредитных траншей для экономики УкраиныНациональный банк Украины ожидает принятия решения о выделении Украине очередного транша по программе EFF в июле. Общий объем средств, ожидаемых от Международного валютного фонда в 2016 году, составляет $1,7 млрд.
Специалисты «Публичного аудита» решили изучить, какие последствия за 10 лет имело для Украины сотрудничество с Фондом, и указывают, почему оно не является панацеей для развития Украины и спасения ее экономики.
«МВФ дает стране типичную схему преодоления кризиса, которую предлагает всем странам-должникам, а насколько она адаптируется в тех или иных реалиях — мало кого интересует. К примеру, два года назад Фонд выставил перед Украиной требование: преодолеть дефицит НАК «Нафтогаз» и установить экономически обоснованные тарифы. В том, что наши чиновники под этим предлогом установили вдвое завышенные тарифы, сотрудники Фонда разбираться, понятное дело, не будут», — указывает руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.
Не афишируют наши высокопоставленные должностные лица, по его словам, и того, что с 1965 года почти половина из всех прокредитованных стран не улучшили состояние своей экономики. Более того, 32 страны стали еще беднее, чем до начала сотрудничества с Фондом, а реформирование некоторых (в частности, в Африке и Латинской Америке) вообще привело к их банкротству.
КАК ШАТАЛО ГРИВНУ?
Начиная с 1996 и до сих пор, гривна подешевела в 12,5 раза. Это всегда было связано с предоставлением очередного транша МВФ. Так, с 1996 по 1998 год мы получили $1,887 млрд кредитов для поддержания курса собственной нацвалюты и финансирования дефицита платежного баланса Украины, а курс гривны мгновенно упал с 1,75 грн до 2,60 грн.
В 1998—2001 гг. было предоставлено $0,575 млрд; падение гривны не заставило себя долго ждать, и уже в 1999-м украинцы покупали доллар по 4,32 грн, а через год — по 5,48 грн. Правда, в 2001 году курс удалось несколько снизить — до 5,37 грн за доллар. Тем не менее, за этот период наша национальная валюта обесценилась вдвое (более чем на 205%), а если сравнивать с 1996 г., то на все 305%.
Что интересно, на протяжении пяти лет — с 2002 по 2007-й — Украина не получала кредитов от Фонда, и гривна характеризовалась относительной стабильностью: мы вошли в 2008 год с курсом 5,05 грн за доллар.
Самый большой кредит на сумму более $10,5 млрд государство получило в 2008—2009 гг., но и курсовые «плоды» не заставили себя ждать — доллар подскочил до 8,04 грн, соответственно гривна обесценилась еще в 1,5 раза.
Очередной кредитный транш — более $3 млрд в 2010—2012 годах, и курс гривны опять несколько просел.
В 2013 году Украина взяла тайм-аут на кредиты МВФ, и ситуация на монетарном рынке несколько стабилизировалась. Этот год был последним, который мы запомним с более-менее стабильным и уже таким недосягаемым курсом в 8 грн за доллар. В конце апреля 2014 года МВФ одобрил решение о предоставлении нашей стране $17 млрд — в мае 2014 года было получено $3,2 млрд, в сентябре — еще $1,4 млрд. Дальше — наверное, всем известная история с курсовой турбулентностью. Первые руководители страны сознательно отправили гривну в «обреченный рейс», за время которого ее стоимость снижалась до 10, 15, 20, 30 и даже 40 грн за доллар. Сейчас Нацбанк закрепил за «зеленым» почти 25 грн, но позиция национальной валюты продолжает быть очень шаткой.
«Не нужно недооценивать влияние кредитов МВФ на стабильность гривны. На каждом этапе кредитования курс гривны проседал. Кроме того, что важно и о чем часто молчат чиновники: ни одной гривны не было потрачено на поддержку и модернизацию производства — деньги Фонда не запускаются в реальную экономику, а складываются в золотовалютные резервы, идут на покрытие дефицита или же погашение предыдущих долгов», — указывает руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.
То есть, по его словам, мы получаем замкнутый круг: Украина берет кредиты, чтобы якобы стабилизировать национальную валюту, в действительности получает эффект ноцебо и только ухудшает свое положение. По состоянию на 1 ноября 2014 года объем золотовалютных резервов нашей страны составлял более $12,5 млрд, хотя месяцем ранее он достигал еще более $16 млрд. Международные резервы только за месяц сократились на $4 млрд, часть из которых пошла на покрытие долга «Нафтогазу України», еще часть — на интервенции НБУ по поддержанию стабильности гривны. Результат — нулевой, потому что курс валюты тогда повысился с 13 до 16 грн за доллар, а $4 млрд золотовалютных резервов страна не досчиталась.
В 2014 году мы получили $4,6 млрд, тем не менее, основные киты, на которых держится микроэкономическое измерение, показали сплошное падение: ВВП — на 4,6%, капитальные инвестиции — более 25%, экспорт — почти 10%, импорт — более 25%. Инфляция по итогам года достигла отметки в 20%.
В 2015 году ситуация в корне не изменилась: ВВП снизился еще на 10%, экспорт — на 24%, импорт — 12,1%; инфляция достигла уровня 47% с начала 2014 года.
ДОЛГИ РАДИ ДОЛГОВ?
По состоянию на сегодня Украина задолжала МВФ почти $10 млрд. В этом году мы имеем паузу в выплате по долгам, но уже в следующем году должен состояться первый платеж в $1 млрд; в 2018 г. — еще $2 млрд, а если в течение этого года получим деньги в долг, суммы и проценты по ним увеличатся.
Сейчас основная часть всех денег из новой программы идет на погашение старых долгов. Недаром МВФ часто приурочивает свои транши к очередным крупным выплатам по внешнему долгу, по крайней мере, так было в прошлом году.
Наряду с бессмысленным и бессистемным наращиванием долгов вызывают недоумение действия правительства. Так, в сентябре прошлого года ВР с подачи Минфина приняла законы о реструктуризации долгов Украины, которые позволяют рассчитываться не только денежным, но и любым имуществом Украины — всеми активами, которые есть в нашей стране. Кроме того, и этого никогда не было в истории независимой Украины, иностранные кредиторы смогут претендовать на часть произведенного украинцами ВВП.
«Создается впечатление, что первые лица нашего государства намеренно избирают такую тактику поведения в кредитных играх с МВФ, чтобы поставить Украину в положение цугцванга», — говорит Гольдарб.
ГДЕ ИСКАТЬ ИСТОЧНИКИ РОСТА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ?
«Народу Украины нет смысла ждать поступления кредитных денег от МВФ, потому что на благосостоянии людей эти деньги не отразятся. Нужно называть вещи своими именами: за время после Майдана Украина получила немалые, по словам наших чиновников, средства от Фонда. Кто-то почувствовал перемены к лучшему? Нет. Скажу больше: на сегодня Украина столкнулась с беспрецедентными вызовами, которые нужно решать немедленно, если мы хотим сохранить целостность страны: минус 700 украинцев в день; уменьшение платежеспособности каждого гражданина в четыре раза; шестикратный рост цен на газ и тарифов; трехкратный рост цен на продукты питания и лекарства; трехкратное обесценивание гривны и сбережений людей; развал банковской системы; снижение наполовину экспорта и импорта; новые налоги на лекарства и войну; продажа стратегических объектов; разгул преступности. Ко всему прочему Украина уже превращается из субъекта в объект международной политики», — констатирует Гольдарб.
Специалист видит такой рецепт для выведения экономики из кризиса: комплексная и радикальная налоговая реформа — в первую очередь создание в Украине налогового «рая». «Под другим соусом Украина сейчас денег не получит...» — убежден специалист.
Кроме того, по словам Гольдарба, Рада должна принять привлекательные инвестзаконы; гарантировать неприкосновенность права собственности — ни в коем случае нельзя пропускать законопроекты о досудебном рейдерстве, изъятии активов и собственности у людей без приговора суда. Наконец, нужна реальная децентрализация регионов, качественно способствующая улучшению их деловой активности.
Выпуск газеты №:
№125, (2016)Section
Экономика