2018-й – год «экономических реформ»
Дмитрий ШИМКИВ попробовал убедить бизнес в привлекательности Украины. Что из этого получилось?Секретарь Национального совета реформ и заместитель главы Администрации Президента, который еще и временно замещает Бориса Ложкина на должности секретаря Государственного инвестиционного агентства, Дмитрий ШИМКИВ встретился с бизнесом.
Инициатива поговорить о наиболее кричащих проблемах украинского предпринимательства принадлежит Европейской бизнес ассоциации. Место встречи — столичный офис ЕБА. Время — 10 утра вторника непарламентской недели. Участники — бизнес и журналисты.
Как заявил Шимкив, 2018 год в Украине будет посвящен больше экономическим реформам, одной из которых является введение налога на выведенный капитал.
После конфуза две недели тому назад, на мероприятии организованному Украинским союзом предпринимателей, когда Шимкив вручил Петру Порошенко папочку с законопроектом о введении налога на выведенный капитал, и тот его не подписал, сославшись на то, что инициатива еще требует обсуждения с бизнесом, вчерашняя встреча выглядела как «реабилитация». Шимкив долго и «страстно» рассказывал бизнесменам о том, почему и как выгодно Украине внедрение налога на выведенный капитал.
Сегодня из Украины убыточными компаниями вымывается 60 млрд гривен ежегодно. При этом технически это происходит законным способом, сообщил Шимкив. Украина нуждается в инструменте, который стимулирует инвестиции в инфраструктуру бизнеса, развитие экономики и рост ВВП государства. Налог на выведенный капитал, по словам Шимкива, — инструмент стимулирования развития украинской экономики.
«Чтобы внести законопроект в парламент, мы проводим дополнительные расчеты... В данный момент оценка бюджетных потерь от введения налога на выведенный капитал составляет приблизительно 30 миллиардов гривен, но это пессимистический сценарий. Эта цифра может быть уменьшена», — сообщил секретарь Национального совета реформ.
Но зачем? Ведь еще две недели тому назад ведущие иностранные компании уже выразили четкую позицию: они — «за».
О НАЦИОНАЛЬНОМ БЮРО ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ
Но другая анонсированная на пресс-конференции президентом Петром Порошенко законодательная инициатива — создание Национального Бюро финансовой разведки — вызвала у бизнеса и вопросы, и опасения.
Директор ЕБА Анна Деревянко заявляла, что положение законопроекта о НБФБ, внесенного в парламент главой комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной, предоставляет возможность госслужащим собирать по своему усмотрению персональные данные и информацию о финансовых операциях любого плательщика налога. По ее словам, представители ассоциации обратили на это внимание авторов законопроекта.
«По результатам встречи с парламентской рабочей группой Южаниной ЕБА подготовила комментарии и предложения к проекту закона о НБФБ. Прежде всего, замечания касаются защиты прав субъектов ведения хозяйства относительно сбора, обобщения и последующего использования их персональных данных. Отдельные положения фактически позволяют государственным служащим НБФБ по своему усмотрению без предварительного согласования проводить сбор персональных данных и информации о финансовых операциях любого из налогоплательщиков», — сказала Анна Деревянко.
Законопроект о Национальном бюро финансовой безопасности (НБФБ) должен содержать положение о защите доступа к конфиденциальной информации, в случае отсутствия его в законопроекте №8157 это положение следует внести, считает Дмитрий Шимкив.
«Доступ к любой информации, которая касается банковской тайны и ведения бизнеса, должен быть конфиденциальным. И доступ к ней силовых структур должен быть исключительно по решению суда. Это моя принципиальная позиция», — сообщил он на встрече с представителями Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) в Киеве во вторник.
При этом он уточнил, что если соответствующее положение отсутствует в этом законопроекте, его необходимо принять.
«По крайней мере, в той версии, которую я читал, оно (положение об ограничении доступа к конфиденциальной информации. — Ред.) есть. Правда, были и варианты, в которых его точно не было», — уточнил он.
По словам Шимкива, остро также стоит вопрос протоколирования доступа к такой информации.
«Доступ к информационным ресурсам, которые находятся в ведомстве других государственных органов, следует протоколировать во избежание злоупотреблений. Но для эффективного расследования экономических преступлений нужно работать, прежде всего, с данными, и быть аналитической службой», — отметил заместитель главы АП.
ЧТО ДУМАЕТ БИЗНЕС?
Недавно Европейская Бизнес Ассоциация обнародовала результаты опроса инвесторов, который проводили вместе с инвестиционной компанией Dragon Capital. В нем имеющиеся и потенциальные международные инвесторы подсчитывают риски, связанные с экономическими неудачами страны и политическими обязательствами власти. Среди них — замедление антикоррупционных реформ. Продолжение войны на востоке также снижает инвестиционную привлекательность Украины.
Инвесторы питают надежды на украинский IT-сектор и на большие рынки ресурсов и сельского хозяйства, которые растут медленно, но стабильно с 2015 года. Согласно опросу, число иностранных инвесторов, которые решили вкладывать в Украину или активно искали возможности бизнеса в стране, выросло: 40% и 22% в 2017 году против 37% и 18% в 2016 году среди всех инвесторов в Украине, соответственно.
Для компаний, которые уже инвестируют в Украину, прошлый год был отмечен маленькими, но важными достижениями правительства. В частности, открытие государственных данных, заметное продвижение в дерегуляции и развитии электронных услуг (в первую очередь открытие электронного реестра возмещения НДС), упрощение процедуры получения разрешения на строительство сооружений, введение моратория на проверки, упрощение валютного контроля, введение института частных исполнителей, подписание закона о принудительном выкупе акций миноритарных акционеров.
Европейский банк реконструкции и развития, наибольший международный финансовый инвестор в Украине, зафиксировал постепенный экономический рост. Согласно ноябрьскому докладу банка, Украина сохранила позитивную динамику в первой половине 2017 года, увеличив аналогичный показатель 2016 года на 2,5% в первом квартале и на 2,3% — во втором. Прогноз ЕБРР относительно роста экономики Украины составил 3% на 2018 год. Эти цифры являются многообещающими против падения на 12% в 2015 году, на 6,8% — в 2014 году и нулевого роста в 2013 году.
«Украина для реформирования своей экономики в течение последних 3-4 лет после Евромайдана сделала больше, чем на протяжении предыдущих 22 лет», — говорит директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кахконен. Страна «провела решительные реформы в ответ на глубокий экономический кризис 2014 — 2015 гг. Эти реформы помогли стабилизировать экономику, сократили экономический дисбаланс и обеспечили небольшой экономический рост».
Данные из доклада Группы Всемирного банка Doing Business 2018 демонстрируют позитивные, хотя и медленные изменения. Так, Украина в прошлом году заняла 76-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса, что на 4 позиции выше показателя 2016 года. Вместе с тем, показатели рейтинга отличаются между собой очень существенно: условия получения кредитов, процедура признания неплатежеспособности, обеспечение выполнения контрактов, международная торговля и доступ к электроэнергии в Украине близки или ниже уровня 100 баллов из 190 возможных.
Эти результаты не очень поощряют: Украине для того, чтобы подняться в рейтинге и догнать хотя бы соседние страны, нужно подняться как минимум на 20—30 позиций за год. Министерство экономического развития подсчитало, что десять позиций в рейтинге отвечает приблизительно миллиарду долларов инвестиций в экономику в год.
Сату Кахконен говорит, что нынешний рост в 2% несущественен: «После глубокого экономического кризиса темп роста во время возобновления обычно бывает намного выше — в несколько раз в сравнении с тем, что мы сегодня наблюдаем в Украине». Она называет критически важные шаги по сокращению рисков для внутренних и внешних инвесторов, которые должны быть введены в Украине: «усиление беспристрастного и прозрачного соблюдения верховенства права и антикоррупционных мероприятий, последующее упрощение процедур получения разрешений, лицензий и проверок, более частое применение электронных решений и введение конкурентного законодательства до уровня «равной игры» между частным сектором и государственными компаниями».
Медленный темп экономического роста и введения реформ заставляет инвесторов вести себя осторожнее, но не отворачивает их от страны. Согласно квартальному отчету Офиса по привлечению и поддержке инвестиций UkraineInvest, украинские регионы становятся все более привлекательными для инвесторов в отрасли агробизнеса, энергетики, инфраструктуры и производства. Так, Западная Украина превращается в один из самых масштабных кластеров по изготовлению автомобильных частей в Восточной Европе. Деревообрабатывающий кластер растет в Житомире, агропромышленность и портовая логистика — в Николаевской и Херсонской областях, а энергетические и производственные кластеры открываются в Восточной Украине.
Согласно опросу Dragon Capital, инвесторы предлагают украинскому правительству сосредоточиться на результативных антикоррупционных мероприятиях, контроле законности работы правоохранительных органов, реформе юридической системы и, особенно, на своевременной реализации программы МВФ. Непрерывная поддержка ЕБРР и Всемирного Банка — хороший знак для инвестиций в Украину.
Выпуск газеты №:
№54, (2018)Section
Экономика