«АероСвіт» все же «похоронят»
Эксперт: На месте обанкротившейся компании может появиться новый перевозчик, который возьмет в лизинг самолеты и будет использовать ее маршруты![](/sites/default/files/main/articles/10012013/1aerosvit.jpg)
«Мне повезло, потому что я жила не в гостинице, а у знакомых, которые одолжили мне более чем 900 гривен на поезд и позволили переночевать у них еще одну ночь», — делится с «Днем» своими впечатлениями от путешествия авиалиниями компании «АероСвіт» киевлянка Наталья Бык. Девушка на зимние каникулы решила отправиться в Европу. И путешествие прошло бы удачно, если бы не одно маленькое «но»: Наталья более чем за 1100 гривен купила билет, по которому вернуться домой из Будапешта не смогла. Впрочем, она говорит, что ей повезло: о «неприятности» она узнала не в аэропорту, как большинство клиентов компании «АероСвіт». «Мои знакомые должны были вылетать седьмого января, и они не вылетели. Более того, им сказали, что «АероСвіт» не будет возвращать стоимость билетов. Поэтому им пришлось покупать билеты на рейс ВизЭйра в этот же день. Понимая, что денег на дорогу домой мне не хватит, если мой рейс тоже отменят таким же образом, я начала звонить по телефону в авиакомпанию, чтобы узнать, будет ли мой рейс на следующий день. Телефон не отвечал, поэтому я обратилась в аэропорт и там сказали, что рейсы «АероСвіту» есть, их не отменяли. После этого я снова позвонила по телефону в «АероСвіт». На этот раз мне ответили. В компании подтвердили, что рейсы действительно задерживаются, и пообещали заменить мой билет. Сказали, что придется лететь на Киев через Прагу в 9 утра 9 января. Но уже вечером 8 января мне на электронную почту пришло сообщение, что эти билеты являются недействительными. При этом тоже отказались возвращать мне деньги, предложив «самостоятельно решать этот вопрос». Когда приеду в Киев, собираюсь подавать в суд на Авиакомпанию, чтобы компенсировать потраченные мною деньги», — рассказала «Дню» Наталья.
Но сможет ли девушка вернуть свои деньги, если дело о банкротстве компании официально открыли из-за того, что состоянием на 27 декабря «АероСвіт» задолжал кредиторам 4,27 миллиарда гривен. На время судебного разбирательства введен мораторий на возвращение средств кредиторам.
Причины значительной задолженности «АероСвіт» объясняет общими последствиями отраслевого кризиса, рецессией экономики стран Еврозоны, снижением спроса в регионе, который европейские авиакомпании вынуждены стимулировать снижением тарифов. Мол, расходы растут быстрее, чем доходы, а украинским авиакомпаниям еще сложнее, ведь покупательная способность население падает, доступ к финансовым ресурсам ограничен, кроме этого существует еще и ряд «местных» проблем.
Впрочем, в СМИ давно обсуждают, что совладельцы «АероСвіту», Игорь Коломойский и Григорий Гуртовый, просто «вымывают» из авиакомпании прибыли. Мол, это осуществляют сервисные структуры, существующие вокруг нее. Выводить средства позволяют также под видом платы за пользование авиатехникой свои же «оффшорные» компании, которые воздушные судна сдают в лизинг. Но возросла задолженность компании перед такими структурами, как аэропорт «Борисполь», «Украерорух», «Росавиация» и тому подобное. Выплаты осуществлялись уже в случае жестких санкций с их стороны.
С другой стороны, часть задолженности «АероСвіту» участники рынка склонны списать на конкуренцию между ним и «Международными авиалиниями Украины». В частности, на маршрутах из Киева в Лондон, Тель-Авив и Москву они демпинговали. «Нам приходилось предлагать билеты по очень низким ценам. Большинству пассажиров, конечно, это понравилось, вот только экономические результаты не нравятся нам», — комментировала весной изданию «Инвест Газета» корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Но теперь ситуация изменилась. В разных медиа появилась информация из «достоверных источников» якобы финансово-промышленная группа «Приват» получила контрольный пакет акций в уставном капитале МАУ. А, следовательно, может произойти слияние этих двух крупнейших игроков украинского авиарынка. В частности, «Центр транспортных стратегий» отмечает: в МАУ обмолвились, что уже в марте 2013 года количество их направлений увеличится вдвое. «Интересно, за счет чего? Неужели перевозчик способен в течение каких-то четырех месяцев удвоить маршрутную сеть, наработанную годами? Тем более на таком зарегулированном рынке, как украинский. Вряд ли. Поэтому оперирующей компанией на направлениях «АероСвіту», вероятно, станут МАУ», — предполагают эксперты «Центра транспортных стратегий». «Часть персонала «АероСвіту» уже проходит собеседования в офисе МАУ и будет принята в компанию на конкурсной основе. И фактически происходит то, что уже несколько раз пытались сделать акционеры двух перевозчиков — слияние двух крупнейших предприятий в отрасли», — отмечает ЦТС.
Правда, в самом МАУ сейчас официально опровергают информацию о возможном «объединении» с «АероСвітом». Такая позиция совершенно прогнозируема и обоснованна, учитывая наше законодательство, считает эксперт авиационной отрасли Артур Винюков-Прощенко. «Объединиться напрямую эти две авиакомпании не могут, ведь тогда не избежать обвинений Антимонопольного комитета в монополизации рынка», — объясняет специалист. По его словам, именно банкротство «АероСвіту» помогает МАУ освоить направления конкурента или избавиться от конкуренции на определенных направлениях. «МАУ получает возможность выполнять рейсы «АероСвіту». Вообще же в случае его ликвидации Госавиаслужба должна провести конкурс и отдать авиарейсы другим перевозчикам. И желающие есть — «ЮТейр Украина» (дочь российской компании «ЮТейр» — Ред.), Wizz Air, Air Onix, скажем», — говорит эксперт. Впрочем, по его прогнозам, МАУ достанутся наиболее привлекательные рейсы «АероСвіту», в частности, рейсы в Израиль, США и Китай. Кроме того, по словам Винюкова-Прощенко, в МАУ заинтересованы в получении парка Boeing 767. «МАУ не имеют сертификата на этот самолет, на получение документации нужно время, а терять его нельзя», — уверяет он. Впрочем, эксперт допускает, что на месте обанкротившейся компании может появиться и новый перевозчик, который возьмет в лизинг самолеты «АероСвіту» и будет использовать его маршруты.
В самом «АероСвіті» подчеркивают, что авиакомпания на сегодняшний день не является банкротом, не останавливает операций и продолжает выполнение текущих обязательств перед контрагентом. В официальном комментарии перевозчика сказано, что судебные процессы никак не повлияют на его операционную деятельность. Но уже часть так называемых «операционных» обязательств компании государство взяло на контроль. В частности в Мининфраструктуры сообщили, что проконтролируют, чтобы «пострадавшие» пассажиры вернулись домой, или же им возместили стоимость билетов. Более того, ситуация вокруг «АероСвіту» со вчерашнего дня под личным контролем первого вице-премьер-министра Александра Вилкула. Последний получил личное поручение от главы правительства Николая Азарова «разобраться с ситуацией с «АероСвітом». «Недопустимо, чтобы интересы авиакомпании вредили гражданам. Нужно вмешиваться. Перевозчик должен действовать в пределах определенных правил», — заявил вчера, открывая заседание Кабмина, Азаров.
До недавнего времени успешный украинский авиабренд сегодня стал синонимом огромной головной боли для путешественника, а украинские авиалинии проигрывают конкуренцию. Ведь, напомним, как сообщал «День» в конце осени прошлого года, в частности, в Донецке «АероСвіт» вообще прекратил перевозки из Донецка в Москву, назвав это направление неприбыльным. При этом российская компания «Аэрофлот» от пассажирских перевозок по этому маршруту не отказалась. А еще одна российская авиакомпания UTair, наоборот, увеличила количество рейсов из Москвы в Донецк. Еще интереснее, что пресс-служба Донецкого городского совета, наоборот, сообщает, что с началом осени пассажирские перевозки в столицу России значительно выросли.
Кому выгодно банкротство «АероСвіту»? В СМИ активно обсуждается «версия», что самому же владельцу Игорю Коломойскому. Мол, таким способом олигарх хочет объединить свои авиа активы (по неподтвержденной информации, Коломойский приобрел Международные авиалинии). Впрочем, логичного ответа на вопрос «зачем» банкротить успешную компанию, которая на рынке, — с 1994 года, при этом владеет едва ли не наибольшей его частью, у экспертов на данный момент нет. Лишь догадки: возможно, олигарха заставляли продать компанию, и он придумал, как сохранить свои активы; возможно, через компанию «вымывались» средства, и этим заинтересовалась налоговая, а, следовательно, сыграв на опережение, Коломойский затеял банкротство во избежание проверок... Интересно бы было услышать самого «героя» истории. Однако он на данный момент отмалчивается. Чтобы выяснить почему, «День» пытался дозвониться в пресс-службу компании «АероСвіт», но телефон не отвечал.
Выпуск газеты №:
№2, (2013)Section
Экономика