Аграрная глобализация
Украинская компания через пять лет собирается стать международным интегратором в секторе птицеводстваКрупнейший отечественный производитель мяса птицы агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт» (МХП) усиливает свои позиции на международном рынке. «Если раньше смотрели на азийский рынок, то сейчас более интересен и более понятен рынок Европы», — делится планами о дальнейшем развитии председатель правления холдинга Юрий Косюк. По его словам, с Россией украинские птицеводы будут конкурировать на внешних рынках уже через пять-семь лет, а Европа — это «большой рынок для дорогих продуктов, которые сегодня еще не по карману нашим потребителям».
В ближайшей перспективе компания завершит приобретение сельскохозяйственных активов в России. «Производство там довольно интересное — они низкорентабельны, высокорасходны, и нас это может заинтересовать», — рассказал он. Некоторые сделки будут осуществлены уже в этом году. Прежде всего, рассматривается возможность приобретения в России птицеводческих активов.
Что ж, интерес к рынку соседки понятен. С одной стороны, — это своего рода форпост, который позволит компании избежать торговых ограничений из-за разного рода политических моментов в отношениях двух стран. С другой стороны, — это огромный рынок сбыта для продукции. И было бы глупо идти куда-то далеко и не пользоваться тем, что у тебя под боком.
МХП также интересует европейский вектор, в частности покупка компании, занимающиеся мясопереработкой, так как себестоимость птицеводства в ЕС выше, чем в Украине. Есть планы и по завоеванию рынка. «Мы уже готовы (поставлять продукцию. — Авт.) последние несколько месяцев, но бюрократия ЕС, к сожалению, не подвластна ни нам, ни кому-нибудь», — говорит о европейском рынке Косюк. По его оценкам, компания может поставлять туда 30 — 50 тысяч тонн курятины в год. На вопрос «Дня», почему украинские птицеводы так долго идут в Европу, Косюк ответил: «Не пускают страну в целом, потому что не доверяют украинскому фитосанитарному сертификату, который дает разрешение на экспорт... Они не доверяют нашим официальным службам, методам контроля и мониторинга этих служб». В целом же, по его словам, МХП планирует расширить географию экспорта с 25 до 30 стран. В частности, через три года компания хочет выйти на производство 700 тысяч тонн продукции в год, из которых 300 — 350 тысяч тонн уйдет на экспорт.
Что ж, планы достаточно смелые. Но они говорят еще о том, что, задавая такой темп, компания не собирается останавливаться в национальных рамках. Это подтверждает и Юрий Косюк. «Мы хотим перестать быть только украинской компанией, у нас амбиции быть больше международной компанией, как это делают американские, бразильские компании. У нас для этого есть опыт, возможности, навыки и люди», — говорит он. Как уточнил он «Дню», через пять лет, по его словам, МХП перерастет в глобального игрока. «Это будет международная компания... Какой-то микс: Россия — Украина — Европа. В каких пропорциях — мне тяжело сказать. Но однозначно — базовая компания будет в Украине с большими «дочками» или филиалами в этих странах», — уточнил он «Дню». Что ж, как говорится, время покажет, кто кого съест на международной арене. Идем дальше.
Чтобы перерасти в глобального игрока, компании необходимо завершить строительство самой крупной и современной птицефабрики в Европе — Винницкий птицекомплекс. «Проект практически завершен. Сегодня производим порядка 40% планируемой мощности», — рассказывает Косюк. В его развитие до конца года собираются инвестировать еще 120 миллионов долларов. Всего в этот проект вложили около 700 миллионов долларов, общая цифра инвестиций может достигнуть 800 миллионов долларов. Новые мощности позволят МХП до 2015 года ежегодно расти на 10%.
Кроме того, по словам руководителя отдела по работе с инвесторами и СМИ МХП Анастасии Соботюк, в 2013 году еще около 80 миллионов долларов направят на расширение земельного банка компании. Это позволит холдингу на конец года сосредоточить 360 тысяч га земель в обработке. В перспективе (к 2015 году) земельный банк вырастет до 450 — 500 тысяч га.
По итогам года будет также понятно, насколько активно компания будет развивать биогазовое направление. «Высокая цена на газ заставила компанию это делать», — говорит Косюк. Благодаря биогазу, по его словам, компания может быть энергонезависимой! Чтобы достичь этого, рассказывает опытный бизнесмен, необходимо в течение пяти лет привлечь значительные инвестиции для строительства 13 биогазовых объектов (как минимум пять — на малых птицефабриках, три — на Каневской и пять — на Винницком комплексе).
На уточняющий вопрос относительно перспектив привлечения в АПК в 2013 году более трех миллиардов долларов иностранных инвестиций он ответил: «Если посмотреть, то агросектор — единственное привлекательное пятно на экономической карте Украины. Если бы не было разговоров о изменении законодательства (налогообложение сельхозпроизводителей. — Авт.), то эта цифра (три миллиарда долларов. — Авт.) могла бы быть больше».
Выпуск газеты №:
№100, (2013)Section
Экономика