Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Ахиллесова пята» на четырех колесах

Городские микроавтобусы небезопасны для пассажиров
24 сентября, 00:00

Автотранспортные средства всегда относились к источнику повышенной опасности. За последние пять лет при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в Украине погибло 35 тысяч человек и более 220 тысяч были травмированы. К дорожным машинам предъявляют жесткие требования, призванные гарантировать безопасность пассажиров. В части маломестных автобусов они предусмотрены действующим в Украине стандартом 28345-89, который соответствует Правилам Европейской экономической комиссии ООН. Среди предписаний стандарта одно сверхобязательное: конструкция кузова микроавтобуса должна обеспечивать возможность экстренной эвакуации пассажиров из салона.

В конструкции «Газели» производства Псковского авторемзавода модели 221400, которую используют киевские перевозчики, три двери. В случае, если автобус опрокинется на правую сторону, две из них будут заблокированы. Через дверь водителя эвакуироваться также невозможно: пассажирский салон отгорожен от нее сидениями. Таким образом 12 пассажиров окажутся в ловушке.

Среди ДТП удельный вес опрокидывания транспортных средств составлял 15%. Кроме опрокидывания, не менее опасны столкновения (30%) и наезды на препятствия (8%). То есть более половины всех ДТП связаны с вероятностью экстренной эвакуации пассажиров, причем в каждой тысяче происходящих столкновений и опрокидываний три сопровождаются возгоранием транспортного средства.

Специалисты по расследованию аварий и пожаров любят повторять: «Господин случай всегда пребывает в засаде». Действующий стандарт предписывает: в каждой половине пассажирского помещения (передней и задней) должно быть не менее одного выхода, т. е. две двери. А кроме них, необходимы еще аварийное окно, легко и быстро открывающееся, как изнутри, так и снаружи (либо легко разбивающееся безопасное стекло), и аварийный люк в крыше кузова. Итого — четыре выхода.

Стандарт запрещает располагать в проходах складные и откидные сидения. Между тем в салонах микроавтобусов установлены два откидных сидения, не предусмотренных конструктивно. В случае ДТП такая сердобольность к пассажирам может стать для них «медвежьей услугой».

По заключению ГАИ МВД Украины, Госстандарта и органа по сертификации транспортных средств — УкрСЕПРО, микроавтобусы «Газель» модели 221400 (в Киеве их около 400) не могут эксплуатироваться на постоянных маршрутах перевозки пассажиров. Основание — их несоответствие действующим Правилам предоставления услуг пассажирского автотранспорта, утвержденных Кабмином.

В одобрении типа транспортного средства, выданного органом по сертификации Госстандарта России, записано: микроавтобус этой модели «не является транспортным средством общественного пользования». Его назначение — специальные перевозки. Требования стандарта 28345-89 в части числа аварийных выходов на него не распространяются. Автобус предназначен для нерегулярных перевозок, например, вахтовых.

Известно, что импортируемые в Украину изделия должны подвергаться сертификации, гарантирующей их качество и безопасность. Удостоверение о сертификации микроавтобуса «Газель» как чисто «специального» выдал УкрСЕПРО. Этот сертификат тоже не дает права перевозить пассажиров на постоянных маршрутах. Ввод новых транспортных средств в эксплуатацию относится к компетенции органов ГАИ. Поэтому в случае аварии микроавтобусов часть ответственности должна принять на себя и ГАИ, давшая «добро» на их эксплуатацию в городе.

По оценке УкрСЕПРО, почти ни один из находящихся в эксплуатации микроавтобусов не соответствует требованиям в части противопожарной защиты. Если строго следовать букве закона, то сотни «маршруток» должны покинуть регулярные маршруты. А это означает неизбежный возврат к взятию штурмом дышащих на ладан «Икарусов» и «ЛАЗов», на что госадминистрация столицы и киевляне никогда не согласятся.

На приобретение же «украинских «Икарусов» — автобусов большой вместимости модели ЛАЗ-6205 у автобусных парков средств нет и еще долго не будет. По провозной способности один такой автобус может заменить дюжину микроавтобусов. Поэтому микроавтобусы еще 5-6 лет будут ударной силой городских автоперевозок, причем не только в Киеве.

И все-таки нужна гарантия безопасности перевозок. Предоставить ее должны сами владельцы микроавтобусов и ГАИ. Пока можно констатировать, что проект распоряжения Киевской госгорадминистрации «О приведении транспортных средств, которые работают на постоянных маршрутах, в соответствие с требованиями сертификации» Александр Омельченко не подписал. Вряд ли эта новость успокоит пассажиров микроавтобусов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать