Алексей Павленко: «Мне нужно понять...»
Если бы кулуарные договоренности относительно состава нового правительства стали известны, шансы Кабмина Арсения Яценюка резко бы возросли
Попытка «Самопомочі» отправить в отставку министра аграрной политики Алексея Павленко может стать испытанием для этой политической силы.
Если руководство партии решило пойти на этот шаг из-за потребности переформатировать правительство, как заявил лидер парламентской фракции объединения «Самопоміч» Олег Березюк, то логика действий очень странна: из-за одного министра правительство не отправляют в отставку. У нас полгода, как нет министра экологии, два министра (инфраструктуры и здравоохранения) написали заявления об отставке, а Кабмин работает.
Правительство формирует коалиция. Она же его отправляет в отставку. Если один из участников коалиции не согласен с решением своих коллег, может из нее выйти, и или, собрав свою коалицию, сформировать тот состав правительства, который считает правильным, или вообще стать в оппозицию, и не нести политическую ответственность за действия, которые не разделяет.
Но «Самопоміч» пошла другим путем — каким-то странным с точки зрения процедуры и здравого смысла — оставаясь в оппозиции (в чем заверил СМИ Олег Березюк), отзывать «своего» министра. Мало того, что это определенно правовое ноу-хау (в украинском законодательстве не существует механизма «отозвания» члена правительства политической партией), так еще она и попала в странную ситуацию, которая должна объяснить: почему отзывает министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко, но молчит об отставке Натальи Яресько, которую лидер партии «Самопоміч» Андрей Садовый предложил на должность министра финансов.
В конечном итоге, если расчет был на эффектный политический «трюк», который снимет негативный политический шлейф, связанный с правительством Арсения Яценюка в канун внеочередных выборов в ВРУ, логика действий должна была бы быть другой. Почему бы руководству партии не попросить «своего министра» написать заявление об отставке, сопровождая его публичным заявлением, что уйти с должности его попросила партия, которая его рекомендовала по своей «квоте»?!
Лидер парламентской фракции Олег Березюк в комментариях СМИ заверил, что с Павленко были проведены соответствующие консультации. Однако министр нас заверил, что решение руководства партии стало для него сюрпризом. «Мне сообщили за час до оповещения», — заявил он в беседе с «Днем». Собственно, потому Павленко инициировал встречу с парламентской фракцией «Самопомочі», потому что хочет объяснений. «Я надеюсь на откровенный разговор», — заявил он.
«День» говорил с министром в канун его встречи с фракцией. И на время выхода материала в печать результаты разговора известны не были.
В целом же, из всей этой истории и того, что разошлось в информполе вокруг нее, можем сделать вывод, что если бы стали известны кулуарные переговоры и торги относительно состава нового правительства, шансы Кабмина Арсения Яценюка, резко бы выросли.
— Вы готовитесь к разговору с фракцией партии «Самопоміч» в парламенте. О чем будете говорить депутатам?
— Мне нужно понять позицию фракции: какова общая стратегия наших действий. Потому что потом мне придется отвечать на эти вопросы: перед нашими европейскими донорами, международными партнерами... В Минагропроде мы начали огромное количество долгосрочных проектов. Например, мы имеем пятилетнюю дорожную карту с Еврокомиссией. В пятницу был анонсирован старт пятилетнего проекта с независимым агентством федерального правительства США — USAID.
Любое решение — это ответственность. Я отвечаю за сектор АПК, за свою команду — сюда приходили люди из серьезных позиций. Я несу моральную ответственность и перед фракцией, которая меня рекомендовала. Но прежде всего я несу ответственность перед народом Украины. В ситуации нестабильности, в которой сегодня находится наша страна, любые решения должны приниматься взвешенно. Сельское хозяйство сегодня — это опора украинской экономики, нельзя ее подрывать.
О КВОТАХ НА «КУР»
— В интервью «Голосу Америки» бизнесмен Юрий Косюк — крупнейший производитель куриного мяса в Украине, который экспортирует на мировые рынки четверть миллиона тонн курятины, называет катастрофически малыми квоты, установленные Европой для Украины. «Но зона свободной торговли, которую очень сильно пропагандируют сегодня, это обман Украины. Европа защищает свой рынок! Они четко защитили собственные интересы, а Украина проиграла», — сказал он. Как вы прокомментируете это заявление?
— Я уважаю Юрия Анатольевича. Они создали холдинг, который является одним из мировых лидеров по производству курятины.
— И их продукция первой зашла на рынки ЕС («Наши куры — первыми в Европу». «День» от 16 мая 2014 года).
— Украина занимает восьмую позицию в мире по уровню экспорта курятины. Ежегодно мы продаем миру 260 тысяч тонн. Причем наш интерес есть не только в странах ЕС. Более того, европейский рынок не является основным для наших производителей курятины. И в самом деле, часть квот ЕС нами выбирается очень быстро — за месяц. Другие квотные позиции (по продукции, которая является менее маржинальной) вообще почти не выбирается.
Но не только от украинских кур ЕС защитил свой рынок. Возьмем, к примеру, мед. Украина — экспортер меда номер один в мире. И квоту на беспошлинную поставку меда в ЕС мы выбираем за одну неделю.
Поэтому проблемы с квотами есть. С другой стороны, сегодня европейский рынок демонстрирует безумный спрос на украинскую агропродукцию. И есть давление со стороны потребителей по некоторым позициям нашей продукции увеличивать квоты. Потому что украинские продукты качественные: курица имеет вкус курицы, огурец — огурца, томат — томата.
После того как РФ ввела санкции на нашу продукцию, я имел переговоры с Еврокомиссаром и в очередной раз поднимал вопрос увеличения квот. Речь шла о том, что одним из вариантов помощи Европы Украине в торговой войне с РФ — это частичное увеличение квотных позиций в соглашении о ЗСТ.
3,6 миллиарда долларов — объем аграрного экспорта Украины на европейский рынок. Это, вторая, после рынка азиатских стран — позиция. На третьем месте Африка — 1,8 миллиарда. А страны СНГ, рынки которых когда-то называли основными для Украины, сегодня потребляют украинских продуктов меньше, чем страны Африки, — 1,4 миллиарда. Причем РФ занимает лишь 2% от общего аграрного экспорта Украины.
Украинские агропроизводители максимально переквалифицировались за последние годы. Европа — после азиатских стран — стала нашим ключевым рынком.
— В каких сегментах есть наибольшие достижения?
— Широко известный пример десяти украинских молочных компаний, которые вышли на европейский рынок, пройдя соответствующую сертификацию.
Но мы также открыли в этом году молочный рынок Китая. И восемь украинских компаний уже там.
В настоящий момент работаем над диверсификацией поставок украинского мяса, которое также «квотируется» в ЕС. Наша курятина в прошлом году открыла рынок Саудовской Аравии. У нас какое-то время были заморожены отношения с Египтом, теперь мы их открыли и опять поставляем туда наших кур. Квоту в 13 тысяч тонн халяльной продукции мы получили на этом рынке, и она была полностью выбрана, в том числе — компанией МХП, которая поставляет туда свою продукцию.
Поэтому на вопрос экспорта мы смотрим значительно шире, чем «границы» европейского рынка. Украина — глобальный поставщик продовольствия миру.
— И все же готов ли ЕС пересмотреть квоты на беспошлинный ввоз украинской аграрной продукции?
— Переговоры ведутся постоянно. Мы серьезно отстаиваем позиции наших агропроизводителей. И защищаем не только производителей курятины. Лоббируем интересы всех, по чьей продукции установленные квоты.
...Цифры красноречивее слов. В 2015 году 38% общего экспорта Украины обеспечила аграрная отрасль. 11,1 миллиарда долларов — чистой прибыли: экспорт (14,6 миллиарда) минус импорт (3,5 миллиарда). Учитывая, что общие золотовалютные резервы Украины — 13 миллиардов долларов, агросектор — это ключевая отрасль, которая дает стабильную валютную выручку стране.
— Один из самых больных вопросов для Украины — это вопрос торговли товаром с высокой добавленной стоимостью. Расскажите детальнее: с какими инвесторами, кредиторами сейчас ведутся переговоры?
— Я более чем убежден, что мы единственная отрасль в Украине, которая показала такие поражающие показатели интереса бизнеса за прошлый год. Агросектор привлек 500 миллионов долларов иностранных инвестиций за прошлый год.
В Украине строительство своего завода начала транснациональная корпорация, мировой лидер биотехнологии растений — Monsanto. Мы имеем уникальную площадку для выращивания семян: чернозем, опыление (нет проблем с ГМО) и благоприятный климат.
Компания OilSeeds открыла в прошлом году огромный маслоперерабатывающий завод — вложила почти 200 миллионов долларов.
Американская агропромышленная компания Bunge в конце февраля открывает в Украине огромный завод.
Компания «Суфле» и компания «Каргел» работают на рынке Украины по перевалке зерновых.
Аграрная отрасль сегодня в Украине — это то, что создает рабочие места, наполняет бюджет и обеспечивает поступления валюты.
А еще у нас есть макропроекты. Вскоре мы будем представлять проект орошения, который будет обеспечивать до 100 тысяч рабочих мест и полмиллиарда долларов инвестиций. Задействованы пять областей.
— Это — совместный проект с китайским инвестором?
— Нет. Без китайского инвестора. Это — наш крупный проект со Всемирным банком, к которому привлечены лучшие специалисты, готовящие аналитику: что нужно сделать. За счет этой новой системы орошения мы надеемся втрое увеличить урожайность на Юге Украины.
ЗА «МАССАНДРУ» — БОРЕМСЯ
— Тем не менее проблемы у наших агропроизводителей с переработкой есть, если сегодня на полках супермаркетов продается польская вареная свекла или, скажем — турецкий чеснок... Предлагаем вам сделать вместе мини-экскурсию в любой из столичных супермаркетов и посмотреть, как на его прилавках представлена украинская продукция.
— Я принимаю ваше приглашение. Более того, у нас в министерстве есть специальный департамент продовольствия, который постоянно проводит соответствующий мониторинг. Недавно мы проверяли факты наличия контрабанды из Крыма. Для нас это принципиальный вопрос сегодня. Были случаи, когда мы находили на наших рынках, в магазинах контрафактную продукцию «Массандры». Мы сегодня боремся за бренд «Массандры».
Кстати, бренд «Новый Свет» уже разливается Харьковским заводом шампанских вин. Это государственное предприятие уже разлило первые 20 тысяч бутылок с этикеткой «Новый Свет» и надписью «Крым — это Украина», и они уже были на столах украинцев к Новому году.
— Вы довольны результатами мониторинга представления украинской агропродукции на внутреннем рынке?
— Как когда. Зависит от вопроса мониторинга. Когда мы проверяем ценообразование, бывают случаи, когда приходится привлекать Антимонопольный комитет, профильные ассоциации.
— А что касается конкурентоспособности с импортными товарами? В одной из очень популярных сетей супермаркетов, в которой я покупаю продукты к своему столу, несмотря на то, что курс безумно прыгнул, вижу, как люди покупают яблоки из Польши, лук из Турции, и я уже не говорю о консервах или полуфабрикатах...
— Вы не совсем объективны, так как оперируете узкорепрезентативной информацией. Если пойти на рынок (а на рынках у нас продается больше половины продовольственных товаров, потребляемых в Украине), то вы этого не увидите. Я сам хожу на рынок, когда есть время, и не вижу там польской морковки или вареной свеклы...
— А египетский картофель? В этом году весной его не будет в наших магазинах?
— В 2015 году мы собрали 20 миллионов тонн картофеля. Это — в три раза больше, чем потребляет украинский потребитель. И в связи с ограничением на рынках РФ у нас не было ценового прыжка на этот овощ, как все ожидали.
Вообще у нас была более-менее стабильная прогнозируемая ситуация на рынке продовольствия.
— Этой «стабильностью» селяне, которые вырастили этот картофель и должны были продавать его за бесценок — практически меньше чем за 10 центов, не были довольны.
— А население, не имеющее увеличения доходов в прошлом году, было довольно. В этот непростой год каждый из нас прошел свою аграрную АТО.
«МЫ КОРМИМ 190 СТРАН МИРА»
...Наша цель — сохранить продовольственную безопасность страны: чтобы Украина была с хлебом и чтобы у нас не было пустых полок. Вспомните, когда в прошлом году курс прыгнул под 40 гривен за доллар, была паника, сметали с полок все. Мы стабилизировали ситуацию на рынке продовольствия без ценового прыжка. Да, по тем позициям, цена которых была привязана к доллару, рост был, но пустых полок мы не допустили. У нас не было голода. Паника была. Постоянно разгонялось: у Украины не будет гречки — есть гречка; у Украины не будет сахара — есть сахар, еще и с переходными остатками в 500 тысяч тонн...
Сегодня Украина и с картофелем, и с луком, и с сахаром... Мы кормим 190 стран мира.
— Чувствительный вопрос для украинского АПК — это рынок земли. Ваши прогнозы, когда Украина поставит в нем окончательную точку?
— Это — вопрос очень заполитизированный. И пока так есть, его лучше не двигать.
Если мне как министру фокусироваться только на нем, то можно было бы ничего не делать.
Многие страны работают и на аренде земли. И мы сейчас работаем над максимальным упрощением рынка аренды земли. Инвестор может работать на украинские земли и сейчас, и иметь гарантии для своих инвестиций. Отсутствие рынка земли не останавливает бизнес.
В Украине нет пустой земли. Каждый лоскуток засажен. Уровень вхождения бизнеса в аграрную отрасль — особенно в растениеводство — не меньше, чем до кризиса. Поэтому есть огромный спрос на землю.
Но у нас есть понимание, что нужно развиваться, нужно двигаться дальше. Поэтому мы реализовываем совместно со Всемирным банком проект по заполнению земельного кадастра — сейчас он заполнен немного больше, чем на 20%. Совместно с Минрегионстроем мы сейчас разрабатываем шесть законопроектов по упрощению регистрации земли. Это — отдельный блок вопросов, который должен быть проработан до того момента, когда мы подойдем к пилотному проекту по продаже земельных участков.
Выпуск газеты №:
№12, (2016)Section
Экономика