АПК в сетях маразма
Власть принимает превентивные меры — запугивает обществоНа прошлой неделе на заседании Кабинета Министров Президент распорядился уволить министра агропромышленного комплекса Бориса Супиханова за плохую подготовку отрасли к уборке урожая. «За неподготовку к уборке, которая приводит к большим потерям урожая, уволить с должности министра АПК Супиханова», — заявил Леонид Кучма.
В последние три года в начале сезона или во время уборки урожая с такой же закономерностью, как приходит на поля страны плохая погода, постигают отрасль кадровые перестановки. В министерство назначают новых и старых начальников, принимают очередные программы и концепции, а в «колхозах» и «совхозах» все остается без изменений. Отставка министра Супиханова, на первый взгляд ничем не отличается от всех предыдущих. Неспособность собрать или посеять урожай преследовала всех его коллег по несчастью. Более того, отставка даже была запрограммирована неприкосновенностью схем организации сельскохозяйственного производства. Она бы все равно состоялась. Раньше или позже. И все же у нынешней отставки были две особенности.
Первая — в том, что здесь есть прямая связь с будущими выборами. Ведь между состоянием агропромышленного комплекса и результатами президентских выборов существует линейная зависимость — чем хуже и «дороже» дела со сбором пшеницы, тем меньше у действующей власти шансов на переизбрание. Вторая особенность — непредвиденный рост цен на топливо. Еще весной стало понятно, что «нефтяным вопросом» придется заниматься лично министру АПК. Он, похоже, понял это не вовремя. Так что получается, с одной стороны, министру Супиханову просто не повезло: цены, бензин, партнеры — все было не в его пользу. А с другой — ему действительно не удалось справиться с ответственной ролью «человека Кучмы».
Впрочем, неприятный сюрприз был преподнесен на прошлой неделе не только Борису Супиханову. По всей видимости, Президент Кучма был расстроен не меньше. Конечно, мы не располагаем информацией о состоянии АПК в той мере, в какой ею владеет Президент. Но даже по некоторым эпизодам и реакциям можно составить относительно полную картину того, что ожидает страну осенью.
Итак, эпизод первый — дефицит топлива. 14 июля, заслушав информацию правительства об обеспечении АПК топливом и ходе уборки урожая, Верховная Рада приняла постановление, в котором обязала Кабинет Министров срочно направить АПК необходимые материально-технические ресурсы, в том числе за счет резервного фонда Кабинета Министров. Председатель аграрного комитета Александр Мороз сказал, что заявления правительства о поставках нефтепродуктов остаются пустыми декларациями. «Кабмин, понимая ситуацию, проявил беззаботность. В хозяйствах нет ни грамма топлива», — сказал Мороз.
Давайте разберемся, что значит «нет ни грамма топлива». Почему в прошлом году топливо было, а в этом — нет? Первая причина, видимо, не в дефиците топлива, а в его цене. Рост стоимости дизтоплива и бензина на 50—100% автоматически поднимает стоимость конечного продукта — хлеба. Действующая власть категорически не готова к росту цен на хлеб. Случись такое, у нее исчез бы «последний довод» в предвыборной гонке. Таким образом, установка на замораживание цен сметает с рынка «политически рентабельные» горюче-смазочные материалы. В свободной продаже остается лишь то, что соизмеримо с мировой тенденцией цен на нефть. К несчастью, на минувшей неделе мировые цены снова побили какой-то рекорд.
Те судорожные шаги, которые делает Президент и Кабмин, — раздает льготы, прощает долги, принуждает к сделкам, — рынок пока не воспринимает (то есть к снижению цен не готовится). Неуверенность, царящая среди торговцев, выливается в прогнозы двукратного роста цен на пшеницу нового урожая. Но даже такие прогнозы не снимают топливного дефицита. Отсюда эпизод второй — схемы финансирования АПК и дефицит топлива.
Выступая на сессии ВР, еще не экс-министр АПК Борис Супиханов заявил: «Государство никуда не денется, даст солярку (хозяйствам. — Ред. ), потому что хлеб в поле. И даем, конечно, понимая, что эти деньги бюджету не вернутся». Супиханов сказал, что сейчас нефтепродукты поставляются по 5 программам при участии правительства. Всего планируется в июле поставить 360 тыс. тонн, что соответствует потребности хозяйств в топливе.
По поводу этих программ и поставок в отчете Счетной палаты Украины за 1998 год сказано буквально следующее: «Как показал анализ нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины… ни в одном из них не поднималась проблема целесообразности предложенной системы предоставления бюджетных займов, ее эффективность, механизм расчетов и т.п…Согласно законам Украины о государственном бюджете на каждый текущий год за 1994—1997 годы и под урожай 1998 года было предоставлено бюджетных займов на сумму 2,7 млрд. грн. Из них погашено 1,4 млрд. грн.» Перечисляя конкретные злоупотребления и конкретные структуры, Счетная палата сделала вывод, что невозвращенная сумма «зависла» на счетах посредников, оставив бюджет и аграриев с многомиллионными долгами. «Действующая система предоставления кредитов, — сказано в отчете, — дала возможность областным и районным госадминистрациям, заготовительным и снабженческим организациям по своему усмотрению манипулировать немалыми средствами государственного бюджета Украины»: тратить деньги на приобретение автомобилей, офисной мебели, помощь разным фирмам и фирмочкам и т.п.
Однако в ходе сева и уборки 1999 года схема финансирования кардинально изменена не была. Поэтому логично предположить, что именно импровизация чиновников разных рангов лишила агробизнесменов интереса к сотрудничеству с ними. К примеру, в прошлом году с агрорынка были вытеснены некоторые активные его участники с помощью блокирования расчетов с ними центральными и местными органами власти. Такие неожиданности власть подбрасывала коммерсантам и раньше, но, очевидно, сверхвысокая норма прибыли (отражающая степень их риска) покрывала убытки. В нынешнем году была сделана ставка на централизацию поставок всего и вся, поэтому аматоры с зернового рынка должны были уйти. А весной к изгоям прибавилась еще группа предпринимателей, специализирующихся на импорте нефтепродуктов. Как следствие, к лету старых партнеров уже не было, тогда как сеть новых посредников правительство сформировать не успело. Возможно, если бы не начался рост цен на топливо, если бы не пришлось спешно — в пожарном порядке и в «ручном режиме» (ломая сопротивление ВР) — «калькулировать» разными постановлениями и распоряжениями цены на солярку и бензин, если бы лето не оказалось таким жарким, и пшеница созрела бы чуть позже, у Президента не было бы на минувшей неделе такого плохого настроения. И Борису Супиханову не пришлось бы каяться: «Откровенно и самокритично, да, мы по разным причинам опоздали с решением проблемы, которая обострилась…» А всем еще не отставленным министрам — в атмосфере легкого психоза переживать за свои рабочие кресла. Таким образом, эпизод третий — нагнетание катастрофических ожиданий в обществе, чтобы, в случае чего, предъявить публике, если не хлеба, то хотя бы зрелищ.
Ведущие телеканалы уже включились в пропагандистскую кампанию, рисующую контуры голодной и холодной зимы. Жителям городов предлагается самоотверженно отказаться от услуг городского транспорта. Вся страна могла убедиться, что киевляне с радостью соглашаются идти на жертвы. Жителям сел, видимо, тоже скоро предложат поучаствовать в акте самопожертвования — выйти на поля с серпами и косами вместо простаивающих комбайнов. Одним словом, у желающих оставить этого президента на второй срок поводов для самоотречения будет еще предостаточно.
Выпуск газеты №:
№130, (1999)Section
Экономика