Астана – Лондон: возможно ли экономическое чудо в Украине?
Нікому не цікаво просто забрати українську землю, всім цікаво створити з нами такий продукт, який дасть можливість реально на цьому зароблятиВо время одного из своих очередных визитов в Вашингтон вечером, когда у меня не было встреч, я случайно познакомился с представителями Казахстана. Мне было очень интересно, что они делают в столице США, почему приехали и какова цель их визита.
Это было, кстати, накануне создания Международного финансового центра «Астана» в столице Казахстана.
Мы долго разговаривали. Тогда мне казалось, что все их рассказы граничат с фантастикой. Но когда со временем я увидел, чего они достигли, то удивился, как это возможно, ведь Казахстан – одна из стран социалистического лагеря, которая никогда не была на лидерских позициях, и смогла так быстро адаптироваться в нынешней мировой политической и экономической системе.
Итак, цель приезда казахской делегации в Вашингтон заключалась в желании привлечь прямые иностранные инвестиции в свою страну размером не менее 100 млрд долларов в год. Я думал тогда, что это что-то нереальное.
Но со временем, проанализировав, я понял, что если при населении 18 млн жителей по итогам 2019 года ВВП Республики Казахстан вырос на 4,5%, объем привлеченных прямых иностранных инвестиций превысил 25 млрд долларов, а торговый оборот с зарубежными странами достиг 96 млрд долларов, то $ 100 млрд в год новых инвестиций - это для них больше чем реальность. Кстати, в рейтинге Всемирного Банка Doing Business по легкости ведения бизнеса Казахстан поднялся с 28-го на 25-е место.
Не менее интересно было услышать, что их страна может уверенно сама выбирать инвесторов из довольно приличной очереди желающих поработать в их государстве. За период независимости Казахстана привлечено $ 330 млрд иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Основная часть вложений, более 50%, приходится на страны Европейского Союза, на Соединенные Штаты Америки. 15% прямых иностранных инвестиций и около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР. Стоит отметить, что с каждым годом экономика Казахстана становится более конкурентоспособной и привлекательной для инвесторов. На конец октября 2019 года в стране действовало 16,8 тыс. компаний с иностранным капиталом - это на 18,1% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее (14,3 тыс. компаний). В текущем году Казахстан вошел в топ-55 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности, поднявшись на 4 позиции.
И когда я спросил, как они планируют реализовать свои замыслы и какие механизмы задействовать, то они назвали несколько составляющих, которые фактически уже были реализованы властями Республики Казахстан.
Первое - создать конкуренцию Гонконгу, Сингапуру и Дубаю в финансовом мире и стать региональными воротами для капитала и инвестиций в регионе.
Представим себе эти амбиции Казахстан - конкурент трем финансовым центрам свободной экономики? Мало верилось! А они это сделали! Они фактически создали финансовый центр «Астана» по подобию IFC (Hong Kong), IFC (Singapore) и IFC (Dubai), сформировав на своей территории специальные условия для инвестиций.
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) создан на огромной территории в центре Евразии, где нет ни одного международного финансового центра, с надеждой, что МФЦА когда-нибудь станет одним из крупнейших финансовых центров мира. Одним из основных элементов МФЦА является исламское финансирование, поскольку он стремится стать исламским финансовым центром не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, Евразийского экономического союза, Кавказа, Западного Китая и Монголии. МФЦА имеет свои собственные законы и нормативные акты, даже свой собственный суд и арбитраж (по сути, был введен механизм «одна страна, две системы», несмотря на то, что Казахстан является унитарным государством). Ключевой особенностью и привлекательным аспектом МФЦА является новая юрисдикция, основанная на принципах английского права, поскольку английское право знакомо и это удобно для инвесторов. Решать коммерческие споры будут британские судьи в отставке, включая бывшего главного судью Англии, который тоже принимал участие в развитии финансовых центров в Гонконге и Катаре. Официальный язык МФЦА - английский, но бизнесменам разных стран там помогают в общении и составлении документов на всех языках - китайском, арабском и др. Все это в комплексе сработало - инвестиции начали еще быстрее двигаться в эту среднеазиатскую страну.
Второе, использовать свои конкурентные преимущества. Всем известный факт, что большие надежды в Казахстане всегда полагались на ресурсы, которые есть в стране, в частности, нефть и газ, которые способны обеспечить процветание страны даже при условии глубоких экономических и социальных преобразований. Казахи нашли применение нефтепродуктам и их компонентам во всех сферах жизнедеятельности, более 80 наименований товарных нефтепродуктов производятся из казахского газа. Они научилась создавать практически все, что связано с переработкой углеводородов, которые дают сырье, из которого получают синтетические каучук и резины, ткани, пластмассы, полимерные пленки, моющие средства, растворители, краски и многое другое. Если задуматься, то повседневную жизнь непросто представить без товаров, производство которых так или иначе связано с нефтью, газом и их компонентами.
Тогда я поинтересовался ценой их газа. И главное, что услышал, так это то, что нет разницы, какая цена газа, важно, какая добавленная стоимость на 1000 метров кубических. Это может быть и 80 долларов, и 1000 долларов... Но главное это 9-12 тысяч долларов добавленной стоимости на 1000 метров кубических газа.
Следовательно, именно эти два шага: понимание своего конкурентного преимущества с экономической точки зрения и создание реальных условий для привлечения иностранного инвестора и его защиты легли в основу успешного экономического развития Республики Казахстан.
Кстати, Украина находится в чрезвычайно конкурентной глобальной среде, и инвестиционная привлекательность соседних стран существенно выше. И когда мы слышим от украинской власти не один год и не один раз, что мы создадим для инвесторов очень хорошие условия, слышим о каких-то «инвестиционных нянях», то эти украинские инициативы на фоне реальных проектов Казахстана выглядят примитивно и ничтожно. В Украине пока что нет даже законодательства, которое бы стимулировало инвестиционную деятельность. Отечественная экономика до сих пор остается в большей степени сырьевой с невысоким процентом переработки.
Оставив Вашингтон, я сразу полетел в Лондон. Причем эта поездка никак не была связана с разговором с казахами и не имела никакого отношения к моей программе, которая была запланирована. Я продолжал свой тур, поддерживая тесные отношения с политикумом Великобритании и, конечно, с финансовым центром City of London.
Так вот, сидя в ресторане Палаты лордов в Вестминстере (City of Westminster), я с восторгом рассказывал своим британским коллегам о том, что услышал от казахской делегации. Полчаса они наслаждались обедом, параллельно вслушиваясь в мой рассказ. Но впоследствии Лорд Ваверли (Lord Waverley) положил руку на мою руку и сказал: «А теперь, Виталий, пожалуй, ты поешь». И когда я наконец утих, Лорд Ваверли вместе с Лордом Дэвисом (Lord Davies) начали мне рассказывать историю о том, как был создан Astana International Financial Centre (AIFC).
То есть City of London как раз и был основоположником и финансовым источником создания центра «Астана». Отмечу, что City of London участие в создании многих финансовых центров, в том числе в вышеупомянутых МФЦ. Более того, очень многое сделал чтобы лондонское право, лондонские судьи смогли заработать и в Астане.
Вот фактически пример того, как сработали хорошие замыслы при хороших лидерах одной страны с целью создать конкурентные преимущества своего государства. Сегодня экономика Казахстана одна из ведущих на территории бывшего Советского Союза.
Конечно, когда мы продолжали разговоры в Палате лордов и в Палате представителей в Лондоне, то обсуждали возможность создания подобного центра и в Украине. И не обязательно это должно быть в Киеве, это может быть и в Одессе, которая своей историей Porto franco (порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров или имеющий благоприятные таможенные правила) прекрасно привязалась бы к аналогам и Гонконга и Сингапура, и Дубая, и тем более Астаны.
Готовность такая у мирового политикума и мирового финансового центра, конечно, есть. Когда опять же наши политики проводят псевдореформы в нашей стране, в том числе и земельную, оправдываясь тем, что это по требованию и в пользу мира, я с уверенностью хочу заверить, что миру не интересна просто украинская земля, миру не интересны просто украинские ресурсы, миру интересно вместе с Украиной создавать конкурентное преимущество.
Пожалуй, одним из самых интересных собеседников на эту тематику для меня был Лорд Джейкоб Ротшильд, представитель династии Ротшильдов, глава лондонской ветви Ротшильдов и праправнук Натана Ротшильда.
Это именно тот человек, на которого часто указывают в мировой политике и мировой экономике, человек с очень большим опытом управления. Когда я с ним обсуждал Украину и ее перспективы, Ротшильд дал мне один, но очень важный совет. Он говорил очень просто: «Ищите конкурентное преимущество. Если вы его найдете, вы найдете и инструменты для его реализации».
Никому не интересно просто забрать землю у Украины, всем интересно создать с Украиной такой продукт, который даст возможность реально на этом зарабатывать, создавая рабочие места и получая прибыли в этой стране, платить налоги и успешно развивать деятельность мирового бизнеса.
Интеграция в мировые политические и экономические интересы - это именно то, что нужно Украине для того, чтобы двигаться вперед!
Section
Экономика