Атомные загадки
«Энергоатом», сокращая производство электроэнергии, стремительно наращивает долю в общем энергетическом котле страныВ ходе запуска блока №3 Ривненской АЭС после планового капитального ремонта, который проводился с 26 июня прошлого года, в ночь с 16 на 17 февраля произошел сбой в системе возбуждения турбогенератора.
СБОЙ ИЗ-ЗА СПЕШКИ?
Это привело к остановке реактора блока, но, как сообщили в пресс-службе НАЭК «Энергоатом» в пятницу утром, угроз для безопасности не возникло. «В 23.55 параметры энергоблока были стабилизированы, реакторная установка переведена в режим «горячий остановки». Предварительная оценка по шкале ядерных событий ИНЕС — «ниже шкалы», — отмечает пресс-служба.
Надо думать, что специалисты глубоко проанализируют причину сбоя, несмотря на то, что он не вызвал какой-то серьезной аварии. Но у людей непосвященных этот случай вызывает подозрение. Не было ли ненужной спешки в ремонте и наладке оборудования АЭС из-за того, что ввод блока в эксплуатацию совпал с обострением ситуации в украинской энергетике (в связи с дефицитом угля антрацитовых марок для тепловой генерации) и вводом правительством чрезвычайных мер в этой сфере?
ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО...
За несколько часов до нештатного события на Ровенской АЭС Президент Украины Петр Порошенко, выступая на заседании СНБО заявил: «Мне приятно сообщить, что мы резко увеличили долю атомной энергетики в общем энергетическом балансе. Было 47%, сейчас стремительно приближается к 60%. А это миллионы тонн угля, в которых больше не нуждается Украина».
Тенденция, была бы действительно «приятной», если бы атомные электростанции страны, например, нарастили коэффициент установленной мощности (КИУМ). Но это им не удается. Энергоблоки приходится останавливать на ремонт еще и потому, что они нуждаются в проведении работ, которые бы позволили продлить заканчивающиеся сроки эксплуатации. (Кстати, сейчас Госатомрегулирование проводит оценку документов, обосновывающих возможность продления сроков эксплуатации энергоблока №3 Ривненской АЭС).
В результате КИУМ АЭС «Энергоатома» в январе составил 77,6%, что на 2,7 процентного пункта меньше, чем в январе 2016-го. А коэффициент готовности несения номинальной электрической нагрузки составил 81,7%, что на 6,5 процентного пункта меньше, чем в январе-2016.
Этого не может и не должно бы быть, но факт, что цифры, которыми оперирует Президент, мягко говоря, нуждаются в уточнении. Не ранее как 14 февраля, т.е. буквально за два дня до процитированного выше заявления главы государства, пресс-служба «Энергоатома» сообщала, что в январе 2017 года электростанции НАЭК «Энергоатома» снизили производство электроэнергии (против аналогичного периода 2016 года) на 3,4%, а плановое задание перевыполнили на 2,1%.
Доля «Энергоатома» в общей структуре электроэнергии, поставленной госпредприятию «Энергорынок», по данным пресс-службы, составила 52,8% и 51,2% — в общей структуре производства электроэнергии в стране. Так что в отношении того, «что было», больших разночтений с данными Президента вроде бы и нет.
Другое дело, что будет, и откуда взялись данные о «стремительном» росте (до 60%) вклада атомной энергетики в общий энергетический котел страны? Это — загадка. Один из вариантов ответа: часть тепловых блоков остановятся, и тогда роль АЭС, действительно, стремительно возрастет. А возможно, речь идет всего лишь о нашей застарелой привычке выдавать желаемое за действительное.
Хорошо бы. Но не являемся ли мы свидетелями повторения попыток административного управления атомной промышленностью, как это было 30 лет тому назад, когда эксперимент на Чернобыльской АЭС завершился трагедией мирового масштаба?
ЗДЕСЬ ОТВЕЧАЮТ ЗА АТОМНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
«День» побывал на коллегии Госатомрегулирования, на которой рассматривался отчет о работе за 2016 год. Важным достижением в отчете было названо продолжение процесса диверсификации ядерного топлива с целью уменьшения зависимости от одного поставщика. Указывалось, что сейчас опытная эксплуатация ядерного топлива производства компании Westinghouse происходит в составе смешанных активных зон на энергоблоках №2 и №3 Южноукраинской АЭС и №5 Запорожской.
В соответствии с планами НАЭК «Энергоатом» и согласованного Госатомрегулированием концептуального технического решения, в 2017 году загрузки топлива Westinghouse в рамках расширения его опытной эксплуатации запланировано также на энергоблоки №1, №3 и №4 Запорожской АЭС.
На 2017 год в приоритетах Госатомрегулировния реализация Плана мер по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом; регулирующее сопровождение реализации мер Комплексной (сводной) программы повышения уровня безопасности энергоблоков атомных электростанций, продление сроков их эксплуатации.
Среди приоритетных мер также оценка безопасности и лицензирование в рамках строительства и ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса нового безопасного конфайнмента объекта «Укритие».
РАЗМЫТАЯ СТРАТЕГИЯ
Однако почему-то ни слова не было сказано о таком важнейшем документе, который следовало бы принимать во внимание даже и до его утверждения, как проект Энергостратегии Украины до 2030 года.
Свои вопросы к исполняющему обязанности главы Госатомрегулирования Борису Столярчуку «День» начал с Энергостратегии. «Я был на заседании Кабинета Министров, где она обсуждалась, и присутствовавшим предлагалось высказать свое мнение, — сказал Столярчук, — Я сказал, что в части атомно-энергетического комплекса считаю эту стратегию не совершенной. Там не четко прописаны и даже, как я понимаю, вообще не прописаны цели и задачи (атомной энергетики), а главное — пути их материализации. Она (стратегия) очень и очень размытая».
Также «День» хотел узнать какие-то подробности о намечающихся, по словам посла нашей страны в Австралии Николая Кулинича, поставках ядерного топлива из этой страны в Украину. (Посол заявил, что правительство Украины недавно одобрило соглашение между Украиной и Австралией в сфере ядерной энергетики, в соответствии с которым «Австралия сможет покрывать до 30% потребностей нашей энергетики в ядерном топливе»).
«Мне об этом ничего не известно, никакие документы к нам по этому вопросу не поступали, — сказал Столярчук, — Я об этом вообще ничего не слышал. Если бы были какие-то переговоры по этому вопросу, нас бы привлекли». Это еще одна атомная загадка?
P. S. Доля атомной генерации в общем энергобалансе Украины в минувшие выходные возросла до 62%. А 18 февраля 2017 года АЭС Украины выработали 302,93 миллиона кВт/час электроэнергии, что является рекордным для них показателем за последние 12 лет. Коэффициент использования установленной мощности АЭС в этот день достиг 91,2%... В связи с этим, как сообщила пресс-служба Минэнергоугля в понедельник, глава ведомства Игорь Насалик в ходе состоявшегося в понедельник заседания координационного центра по обеспечению поставок угля на ТЭС, отметил важность своевременных закупок ядерного топлива для атомной генерации и организации ремонтных кампаний.
Выпуск газеты №:
№30, (2017)Section
Экономика