Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Белорусский вариант

Украине предлагают новый союз
27 ноября, 19:14

На прошлой неделе, в четверг, президент Беларуси Александр Лукашенко дал трехчасовую пресс-конференцию украинским журналистам, которые накануне получили возможность побывать в нескольких областях страны, посетить государственные и частные предприятия, детские, медицинские и спортивные учреждения, пообщаться с их руководителями и рядовыми работниками. Он вошел в зал со смущенной улыбкой и сразу же стал рассказывать о Беларуси и ее положении в мире. Естественно, основное внимание уделил постсоветскому пространству и не раз повторял, что «порознь нам жить негоже».

Отвечая на гипотетический вопрос «Дня» о том, не собирается ли Беларусь, увязнувшая в переговорном процессе о создании союзного государства с Россией, предложить подобный союз Украине, Лукашенко сначала предположил, что Украина вряд ли на это согласится, и тут же почти по-детски воодушевился, и стал развивать эту идею, предполагая, что «с этим государством считались бы все». «Отпала бы напыщенность, — сказал Лукашенко, очевидно, имея в виду практику газовых переговоров с Россией и добавил: — Многое могли бы выторговать». Далее, излагая «Дню» свою политику в отношении вступления в ВТО, он согласился с тем, что в нынешних условиях это направление является для Беларуси очень амбициозным (согласился также и с тем, что его самого можно назвать амбициозным человеком). А потому — «мы туда не торопимся»... И все же он уверен, что Беларусь «окажется тоже там — момент совсем недалек, переговоры ведутся».

Далеко не всякий человек умудряется сохранить в зрелые годы юношескую непосредственность. Как правило, такие люди более искренни и очень импульсивны. Будучи политиками, они стараются никогда не врать, хотя иногда и попадаются на лукавстве. Они переживают за все, что рядом с ними, но легко приобретают не только друзей, а и врагов. Накануне саммита СНГ, проходящего в эти дни в Минске, таким предстал перед украинскими журналистами, приглашенными в Беларусь по инициативе посольства этой страны в Киеве, ее президент — «последний диктатор Европы» (по оценкам западной прессы и политиков).

Пресс-конференция проходила в прекрасном новом здании Национальной библиотеки, и Лукашенко не постеснялся рассказать, что полмиллиона личных долларов внес на ее строительство свергнутый ныне американцами и осужденный к смерти президент Ирака Саддам Хуссейн. (С одной стороны, это как бы та самая святая простота, в данном случае вроде бы и не подозревающая о поговорке «скажи мне, кто твой друг...». А с другой — это человек, который помнит добро и никого не бросит в беде. Помнится, украинское руководство без особых колебаний подписало международный документ, осуждающий дружественную Украине Кубу, бескорыстно и много лет подряд лечившую чернобыльских детей...).

Мы, конечно, никоим образом не настаиваем на том, что Лукашенко руководствуется лозунгом «диктаторы всех стран, объединяйтесь». Более того, стиль его работы мало чем напоминает диктатуру, о которой можем судить не понаслышке. Правда, сам Лукашенко, отвечая на вопрос журналистов, похоже, не слишком переживал по поводу распространяемых в отношении него инсинуаций, и даже отметил, что в «в такой диктатуре есть много хорошего»... Но что такое антагонист диктатуры — демократия и зачем она нужна людям? Ответами на эти вопросы человечество исписало сотни, а то и тысячи томов. Сухой остаток всех этих теорий, и с этим мало кто станет спорить, на самом деле состоит в том, что с помощью демократии простые избиратели надеются рано или поздно подыскать и нанять на службу обществу наиболее эффективных управленцев, чтобы получить наивысший возможный результат в экономике страны. Вопрос. Если результат есть, но при этом шумное меньшинство и очень влиятельные люди за рубежом недовольны системой поиска, отождествляемой ими с плохой или неправильной демократией, то не означает ли это, что стране просто хотят навязать других управленцев и, возможно, сориентировать их на другой результат?

Разобраться в этой дилемме непросто, хотя, признаться, любезные хозяева не поскупились на информацию. Благо, в этой стране возобновлен на всех уровнях институт идеологических работников. Соответствующие заместители руководителей включены в штат каждого предприятия и едва ли не каждого государственного учреждения, хотя, похоже, далеко не всегда четко осознают, чем должны заниматься. Совдеповский анахронизм? Система тотального промывания мозгов? Но это еще как посмотреть...

При пересечении белорусской границы офицер вернул паспорт вместе с другим документом под таким же названием. При ближайшем рассмотрении «синекожая» книжица оказалась прекрасно изданным миниатюрным проспектом приграничной Гомельской области, в котором можно было почерпнуть сведения о городах и селах, культуре, религии, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, системе власти. В выходных данных значилось: подготовлено управлением идеологической работы облисполкома... А кто у нас в местных и центральных органах власти отвечает за имидж страны? Скорее всего — никто. Иначе на улицах не было бы столько бомжей и других граждан, не считающих зазорным рыться в мусорных ящиках. В Беларуси мы таких людей не увидели... Здесь нет и детской беспризорности. А в больницах не платят (за исключением иностранцев и тех случаев, когда сравнительно несложную операцию можно сделать и в райцентре, а пациент непременно хочет в специализированной клинике) даже за самые сложные операции и исследования ни в официальную кассу, ни в конверте — врачу. И если в Украине и России медицина считается даже более коррумпированной сферой, чем автоинспекция, то белорусские медработники, как нас уверяли, вовсе «не берут». И причина для этого вполне уважительная: им хватает честно заработанной зарплаты. Об этом «Дню» по секрету сообщила старшая сестра Республиканского центра радиационной медицины и экологии человека (г. Гомель) Жанна Покатило. Ее зарплата в эквиваленте составляет $280, рядовых сестер — около двухсот, а врачей — от $400 до $500. (По словам Лукашенко, средняя зарплата в стране в сентябре составляла $283, к концу года должна подрасти до $300, а в следующем — до $350). Президент также утвердил программу, по которой все больницы в Беларуси в скором времени будут оборудованы по мировым стандартам с тем, чтобы несложные и средние операции можно было производить в райцентрах.

Как видим, к сожалению, сравнения в области качества жизни и состояния экономики, чаще всего, не в пользу Украины, которая так гордится достижениями в области демократии и свободы слова. Получается, не работают у нас эти инструменты на простого человека, которого глава государства еще недавно любил называть «маленьким украинцем».

В этом месяце в Минске проходила презентация доклада ООН о развитии человеческого потенциала. И Беларусь в нем выглядела вполне прилично, заняв общее 67-е место и второе (после России) в СНГ. Как отмечается в докладе, при этом Беларусь сохранила свое лидерство среди стран СНГ в таких областях, как образование и здравоохранение, опережая в этих сферах по ряду показателей многие развитые страны. Достаточно сказать, что доля расходов на образование в Беларуси составляет 5,8% ВВП, тогда как в России — 3,7%, Украине — 4,6%, Казахстане — 2,4%, Японии — 3,7%, Ирландии — 4,3%, Испании — 4,5%, Чехии — 4,6%, Германии и Австралии — 4,8%, Италии — 4,9%, Канаде — 5,2%, Великобритании — 5,6%. Правда, в США доля расходов на образование — 5,9% ВВП, во Франции — 6%, в Норвегии — 7,7%, Исландии — 8%.

Не так уж плохо выглядит страна и в сфере здравоохранения. Доля ее государственных вложений в здоровье граждан — 3,9% ВВП против 3,3% у России, 3,8% — у Украины, 2% — в Казахстане, 1,6 — в Сингапуре, 2,8% — в Республике Корея, 3,1% — на Кипре, 2,5% — в ОАЭ, 3,8% — в Румынии.

Расходы на охрану здоровья в Беларуси составляют $570 на человека. По этому показателю она в СНГ на первом месте: Россия тратит на эти цели $551, Казахстан — $315, Украина — $305, Армения — $302. Богатый нефтяной Кувейт — $567, Румыния — $540, Малайзия — $374. А вот Германия имеет возможность выделить на здравоохранение одного гражданина $1893, Польша — $745. Так что есть с кого брать пример. Зато у Беларуси второе место в мире (после Кубы) по количеству врачей на 100 тысяч населения (455). В России их 425, в Армении — 359, Казахстане — 354, Украине — 295, Японии — 198, Польше — 247, США — 256, Латвии — 301, Норвегии — 313, во Франции и Германии — по 337, в Италии — 420. Беларусь также первая в СНГ по борьбе с младенческой смертностью и детской смертностью в возрасте до 5 лет. По данным, проверенным международными организациями, Беларусь добилась 100%-го доступа своих граждан к улучшенным источникам воды, что пока не дано ни одной из стран СНГ, а среди государств со средним уровнем развития, кроме нее, такое достижение имеет только Ливан. И еще один впечатляющий показатель, свидетельствующий об интеграции Беларуси в мировые глобальные процессы. Здесь 167 пользователей интернетом на каждую тысячу граждан. Это обеспечивает ей первое место в СНГ. У России, занимающей второе место, — всего 111 пользователей на тысячу человек.

Конечно, страну и ее народ всего за четыре дня познать практически невозможно. Кроме того, украинские журналисты отдавали себе отчет в том, что им показывали отнюдь не худшие предприятия и учреждения. И тем не менее тенденции прослеживались очень четко: в стране порядок (в том числе и на дорогах), предприятия работают, в учреждениях и торговле реально улучшают качество обслуживания, создают условия для развития бизнеса и притока инвестиций. Рост инвестиций в основной капитал за 9 месяцев этого года на 31,9% превысил уровень прошлогоднего аналогичного периода, в том числе по объектам производственного назначения — на 37,6%.

Но в страну, где «властвует диктатура», инвестиции, как известно, не загонишь. Об этом у «Дня» был разговор с Александром Тудвасевым — главой представительства австрийской компании АТЕС, вложившей $42 миллиона в реконструкцию стеклозавода в Елизово. По его мнению, в Беларуси хороший инвестиционный климат. «Без него, — сказал представитель инвестора «Дню», — мы бы не стали инвестировать больше 40 миллионов долларов в стеклозавод в Елизово, не купили бы предприятие «Белые Вротары» и не начинали бы строить новый завод в Гомеле. Бизнес должен уметь работать везде, тем более что страна законодательно и организационно создает для этого все условия. Мы не видим проблем для работы в Беларуси. Буквально неделю назад местное телевидение показывало еще один пример сотрудничества белорусского государства и частного бизнеса — пивзавод в Сяборе. Там работает американский капитал».

Ну а в целом в Беларуси и промышленность, и сельское хозяйство, конечно, в руках государства. «Мы просто не стали продавать собственность с молотка», — разъяснял журналистам Лукашенко и именно этим объяснил успехи страны. И все же примерно 41—42% предприятий разгосударствлено, хотя контрольные пакеты управляются министерством промышленности. И, вопреки устоявшемуся мнению, что государство — неэффективный собственник, в Беларуси этого не ощущаешь. У рабочих и инженеров — высокие зарплаты («страдают» только директора и другие топ-менеджеры, поскольку зарплата директора, от которой «пляшут» и все остальные, не может превышать среднюю зарплату на предприятии больше чем в 4—6 раз. Хочешь зарабатывать больше, развивай производство и повышай зарплаты рабочим). Тончайшие стальные нити Белорусского металлургического завода используются и для армирования шлангов американских космических челноков и для изготовления шин к «Формуле-1». Большегрузные самосвалы «БелАЗа» завоевали треть мирового рынка. Трактора с маркой «Беларусь» (более 40 модификаций — от сверхмощных до мини) широко покупаются во всем мире, кроме разве что Украины, где дистрибьютерская сеть предприятия только развивается, а у сельхозпредприятий, как заметила одна отечественная журналистка, предваряя ответ директора, «перманентно нет денег».

Этого не скажешь о белорусском селе. Буквально на границе с Украиной совхоз- комбинат «Сож». В свиноводческом комплексе тут содержится 108 тысяч свиней. В год получают более 12 тысяч тонн мяса. Есть еще две молочно-товарные фермы, удои на которых, если верить информации молодого руководителя хозяйства, переваливают за восемь тысяч литров в год на корову. Тут постоянно работают с землей и за последние годы подняли ее оценку с 18 до 22 баллов. Средний возраст работников хозяйства 37 лет. Это — одно из следствий реализации президентской программы создания агрогородков (одно из условий преобразования села в населенный пункт такого типа — 40% заасфальтированных улиц), а также программа строительства жилья. В соответствии с ней в каждом селе должно быть построено не менее пяти индивидуальных домиков. Их можно взять в кредит на 40 лет под очень небольшой процент (4-5), но это мало кто делает, предпочитая просто платить за жилье (не больше $20—30 в месяц). Сельхозгиганту, каким является «Сож», позволили строить больше (этим тут, кстати, занимается «Мостобудстрой» из Киевской области), и украинские журналисты могли осмотреть целую улицу розовых и желто-синих домиков (последние облюбовали для себя украинцы, которых в этом хозяйстве большинство). Вот только в животноводческие помещения журналистов не пустили — чтобы не занесли инфекцию.

Странно, но ее, похоже, совсем не боятся в прекрасно оборудованном Республиканском центре «Мать и дитя» (по фондоемкости и оснащенности новейшими приборами это учреждение может тягаться с любым заводом). Там даже разрешали фотографировать новорожденных...

Не было у украинской прессы и встреч с белорусской оппозицией, по словам Лукашенко, так называемой. И все же, по его мнению, она нужна, «чтобы мы не зарастали тиной». Об отношении к оппозиции журналисты пытались выспрашивать во время встреч на предприятиях и в учреждениях. Как сообщила «Дню» главный идеолог (начальник управления идеологической работы облисполкома) Минской области Татьяна Дедух, в период выборов ей довелось побывать почти на всех собраниях оппозиции, которые состоялись в регионе. По ее словам, проходили они беспрепятственно. Но залы, которые для этого выделялись, были «заполнены едва на 10%». А в палатках, по ее мнению, сидела и мерзла «всего лишь кучка детей, которых мне было очень жалко», тогда как «оппозиционеров» там не было — «они приходили, подбадривали и уходили». Не видит смысла в действиях оппозиции и главный технолог Борисовского мясокомбината Лариса Лапус. По ее словам, «в стране нет почвы для того, чтобы быть чем-то недовольным, чтобы идти митинговать. На нашем комбинате работает 1500 человек. У нас хорошая работа и хорошая зарплата».

Но в мире, конечно, итогами президентских выборов в Беларуси многие недовольны. И президент страны об этом знает. На пресс-конференции он даже в шутку признался, что выборы в Беларуси были сфальсифицированны. И пояснил: «За нас проголосовало 93%, а мы сделали 86. И опять недовольны». Беларусь также обвиняют в отсутствии свободы слова. Вероятно, у белорусской оппозиции по этому поводу особое мнение, и его, конечно, нельзя игнорировать. Точно так же, как и проблемы со свободой слова, которые ее беспокоят. Не работая в стране постоянно и не имея доверительных отношений хотя бы с минимальным количеством ее граждан, не отягощенных официальными отношениями с властью, самостоятельно судить о свободах было бы большой ошибкой, граничащей с обычной слепотой. Так обманывались когда-то великие писатели Запада, приезжавшие в Советский Союз. Но у украинских журналистов не было выбора, кроме как общения с теми, кто находился в пределах досягаемости. Вот мнение коллеги — редактора студии телевидения белорусского представительства МТРК «Мир» Елены Мельниковой: «Главным показателем уровня свободы слова в Беларуси служит то, что в свои 25 лет я работаю в президентском пуле и за два года ни разу не слышала ни от одного официального лица или работника пресс-службы указания делать что-то так или иначе». В то же время, в ее практике постоянно используются комментарии высказываний президента со стороны оппозиции. «Я журналист и сегодня вправе решать сама, как мне подавать информацию». — утверждает Елена.

В совхозе «Сож» нам показывали детский сад. На улице моросил мелкий дождь, а там было тепло и чисто. На одном из стендов, в специальном кармашке к приходу родителей воспитатели собрали сегодняшние рисунки. Собственно, это воспитательница на быструю руку нарисовала на листках зонтики, а задача детей состояла лишь в том, чтобы их раскрасить. И лишь один из этих приборов, которые, как утверждает известная певица, определяют погоду в доме, был выкрашен в темные тона, соответствовавшие цвету неба. В остальных рисунках доминировали все цвета радуги. Следовательно, детям тут хорошо. И даже в том случае, ели бы это было единственным достоинством белорусского варианта, его не следовало бы не глядя дискредитировать. А то, что мы видели своими глазами, и вовсе не дает для этого оснований.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать