Без ориентиров
Почему правительство конкурирует с собственным реальным сектором?Сегодня начинаются занятия в Школе политической и деловой журналистики Института развития политических технологий PolitPR Uкraine. Этот факт интересен еще и потому, что накануне институт провел для своих выпускников и новобранцев отнюдь не политическую, а экономическую дискуссию. Известные украинские экономисты пытались выяснить, будет ли второй виток глобального экономического кризиса, а если да, то как она повлияет на Украину.
Открыл диспут Сергей ЯРЕМЕНКО (когда он работал заместителем главы Нацбанка, журналисты называли его «мистер курс»). «Мир нам ставит глобальные задачи, а мы их пытаемся решить местечковыми инструментами, — отмечал критически настроенный специалист. — В центр нашего внимания попадает курс гривны, дефицит бюджета или, например, его распределение, тогда как реформы остаются на периферии, поскольку слово «реформы» затаскано так, что мы не понимаем, о чем говорим». По мнению Яременко, сегодня «экономические вопросы уже перешли в политическую сферу». Он цитирует главу Европейского центрального банка, который недавно заявил, что «экономические инструменты закончились, и ЕЦБ дальше не может влиять на ситуацию». «Единая валюта, — отмечает Яременко, — заставляет Европу или действовать сообща, или идти разобщенно. Но тогда вопрос становится политическим и угрожает ЕС распадом. Политически этого допустить нельзя».
И что в этой ситуации должна делать Украина, спрашивает Яременко, и отвечает, что в том случае, если мы строим «свой мост», не вдоль, а поперек реки, то тут уже имеют значение и ставки Нацбанка, и рост монетарных показателей, и отсутствие банковских кредитов экономике. Эксперт оспаривает положения законодательства, которые, по его мнению, подчиняют действия Нацбанка не интересам национальной экономики, а интересам глобального финансового центра. Обама печатает два триллиона долларов, эмиссия расползается по всему миру, и страны, куда попали эти дополнительные средства, вынуждены принимать меры против инфляции и девальвации своей валюты. «В этих условиях, — делает вывод Яременко, — Нацбанк, который в Украине, согласно Конституции, не отвечает за экономический рост, но влияет на использование активов в размере 800 миллиардов гривен (госбюджет располагает лишь 300 миллиардами), практически не отвечает за то, чтобы не простаивал главный инструмент экономики — кредитование». Эксперт не согласен даже с названием темы дискуссии. Он утверждает, что второй волны нет и не будет, потому что кризис в мире, по сути, и не прекращался.
Исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине Олег УСТЕНКО видит причины кризиса в Украине и в мире в низком уровне доверия к той или иной политике. На его взгляд, «полное отсутствие доверия — это та основная проблема, которая есть в мировой экономике». Чтобы подтвердить этот вывод, он приводит данные о США, где ВВП составляет 14 — 15 триллионов долларов, а два триллиона из них составляют свободные деньги в кэше, а также в живых деньгах на банковских счетах крупных корпораций, которые их не инвестируют. «Они не верят, как не верил Станиславский, — объясняет эксперт и добавляет: — И я не верю в экономику США, потому что они не инвестируют. То же самое происходит с экономикой ЕС. На развивающихся рынках активность куда больше».
Отвечая на основной вопрос дискуссии о том, как может отразиться мировой кризис на Украине, Устенко подчеркивает, что в нашей стране создана экспортно-ориентированная малая открытая экономика. Она не сама устанавливает правила игры, а принимает те, которые уже написаны другими странами. Эксперт напоминает, что из ста долларов, заработанных нашей страной, половина получена за ее пределами. «И уязвимой делает Украину в первую очередь сокращение мировой экономики, — уверен он. — Если у нас меньше покупают, то возникает сразу несколько проблем: девальвационное давление на курс гривны, сокращение рабочих мест, уменьшение, и не только у нас, инвестиций, поскольку деньги, в принципе, не вкладывают в экономики, которые не растут». Эксперт приводит цифры: в прошлом году в Украину пришло 6 миллиардов долларов инвестиций, в этом — будет, скорее всего, примерно 4 миллиарда. «Все не так уж плохо, и по инфляции, и по долгам государства, — отмечает Устенко, но тут же добавляет: — Изменение ситуации в Евросоюзе означает, что наши «заробитчане», от которых в прошлом году страна получила 7 миллиардов долларов, сформируют, в результате роста безработицы в ЕС, новый вызов для Украины. Готова ли страна к этому? Сможем ли мы обеспечить их рабочими местами?»
Экс-министр финансов Виктор ПИНЗЕНИК сравнивает ситуацию в мировой экономике с перекрестком, на котором внезапно отключили светофор. «Те, кто определял движение триллионов долларов, утратили ориентиры поведения», — констатирует финансист. Он спрашивает, что было бы в Украине, если бы в 2008 году в мире не случился кризис? И отмечает: кризис! Но тут же добавляет, что имеет право на жизнь и другой ответ: кризиса могло бы и не быть... «если бы в Украине была готовность кое-кого видеть и реагировать на реальные проблемы». Пинзеник как экс-министр финансов не считает неважными и не обходит стороной бюджетные проблемы страны. Его очень волнует бюджетная ситуация этого года. «Для того, чтобы выполнить бюджет, его доходы должны ежемесячно расти против прошлого года на 19%, — отмечает он. — Но за восемь месяцев рост составил всего 11%. И бюджетный дефицит в результате гораздо больше, чем в прошлом году». К этой беде эксперт добавляет «еще одно украинское изобретение: гарантии государства по кредитам». По его словам, в нынешнем бюджете их 68,8 миллиарда гривен — рекорд. И все это будущий официальный государственный долг. Есть проблема и с платежным балансом. Поставщик валюты —экспорт — на 7 миллиардов долларов меньший, чем потребитель долларов — импорт. И это — за полгода. Дефицит растет, и по году выйдет 16 — 17 миллиардов», — констатирует экс-министр. Он также озабочен ситуацией с иностранными инвестициями, а еще больше — с кредитованием. И делает вывод: «Экономика Украины уже не растет». И все же Пинзеник считает, что вторая волна кризиса «совсем не обязательно должна прорвать». «Безвыходных ситуаций нет, — утверждает он и добавляет: — Никто нас не вытянет, даже и Международный валютный фонд, если мы сами не захотим это сделать!»
Единственный представитель действующей власти в этой дискуссии народный депутат Алексей ПЛОТНИКОВ (ПР) не понимает, почему всем в Украине так хочется кризиса. «Все только и спрашивают: когда же он будет? — говорит он и отмечает: — У меня нет ответов на эти вопросы». «Когда у нас только на 2% шатнулся курс гривны, в СМИ поднялась волна: — Наконец! Девальвация! Началось! Будто мы все связаны с коммерческими банками, которые занялись спекуляциями на валютном рынке», — недоумевает Плотников. «Неужели наше сознание настолько проникнуто садомазохизмом?» — спрашивает он и говорит, что сегодня в Украине не та статистика, которую хотелось бы видеть, в том числе и по кредитованию экономики. Но Плотников воспринимает все это как отдельные показатели, которые «не приводят к кризису». «Я не вижу каких-то оснований, чтобы говорить о том, что у нас кризис, причем за счет внутренних факторов», — резюмирует народный депутат.
Когда дискуссия и вопросы к ее участникам исчерпались, «День» обратился к Плотникову и Пинзенику со своим вопросом. «Не считаете ли вы, что сегодняшние проблемы в украинской экономике продуцирует также и наше правительство, в частности, конкурируя со своими облигациями с реальной экономикой за банковские кредиты и, естественно, побеждая?»
А.П.: — Государство, действительно, недостаточно помогает реальному сектору. Но не конкурирует с ним. А у ОВГЗ другие источники покрытия. Облигации не идут на покрытие дефицита госбюджета. И то, что банки покупают эти облигации правительства, я не считаю конкуренцией. Согласен, это не помощь, но и не конкуренция.
В.П.: — Вы правильно ставите вопрос. Но где причина? Почему правительство вынуждено конкурировать? Это — дефицит бюджета. Его нужно ликвидировать! Потому что он действительно заставляет правительство идти на очень нехорошую конкуренцию. Потому что он всегда более привлекательный заемщик, чем реальная экономика. И это ненормально, что правительство отвлекает на свои потребности основную часть кредитного ресурса страны.
Выпуск газеты №:
№171, (2012)Section
Экономика