Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Безопасный реверс

Эксперты: Больше всего газа в Украину может поставить Словакия, но для этого Европа должна нажать на «Газпром» с помощью механизмов ВТО
18 июня, 12:02
ГАЗОКОМПРЕССОРНЫЕ СТАНЦИИ ВБЛИЗИ УЖГОРОДА / ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня в ЕС пройдут переговоры по поставкам газа в Украину европейскими компаниями. «Украине сегодня предлагают дешевый газ, дешевле, чем даже 350 долларов, 320 долларов. Это европейские компании, владеющие ресурсом газа и готовые его поставить в Украину. Сейчас, очевидно, время это делать», — рассказал председатель правления НАК «Нафтогаз України» Андрей Коболев. Напомним, что «Нафтогаз» уже работает по реверсным схемам с двумя компаниями — немецкой RWE и французской «Газ де Франс». По словам главы украинской нефтегазовой компании, в данный момент есть «предложения и от других, похожих по размеру, прозрачностии и весомости компаний». В частности, большие надежды в Украине возлагают на реверс газа из Словакии. «Объем газа из Словакии потенциально может перекрыть весь объем импорта Украины. Идут тяжелые переговоры по этому поводу», — детализировал Коболев.

При открытии большого реверса из Словакии, годовые объемы газовых поставок могут достигать 15 миллиардов метров кубических, рассказывает премьер-министр Украины Арсений Яценюк. «Это диверсификация, и этого газа достаточно, чтобы обеспечивать стране газовые потребности», — считает он. Вся сложность в том, что вопрос газового реверса не столько технический, сколько политический. «Они (россияне. — Авт.) категорически против него, а мы категорически против монополии, категорически против экономической и энергетической дискриминации, ...против попыток России нарушать европейское законодательство, условия Энергетического содружества, Энергетическую Хартию...», — резюмировал премьер-министр Украины Арсений Яценюк с парламентской трибуны вчера. Для них это выгодно, потому что с 2009 года Украина заплатила «Газпрому» 50 миллиардов долларов за газ. «Мы считаем, что в этой цифре есть переплаты, и именно эти переплаты мы будем требовать от «Газпрома», — отметил он.

Яценюк также рассказал, что правительство рассмотрит на сегодняшнем заседании законопроект о совместной эксплуатации и модернизации украинской ГТС. «Пришло время, чтобы в Украине была создана совместная компания, где участниками будут страны-члены Энергетического содружества (то есть ЕС), которая модернизировала бы и эксплуатировала бы украинскую ГТС. При этом контроль над ней должен остаться у государства. Именно поэтому мы утвердим проект закона и обращаемся в парламент незамедлительно его рассмотреть. Если мы совместно с ЕС будем работать по транзиту и хранению газа — это кардинально изменит всю европейскую карту энергобезопасности. Россия перестанет диктовать свои условия», — подчеркнул Яценюк. В завершение своего выступления премьер пообещал «выбивать» из «Газпрома» рыночную, честную и справедливую цену.

Бог в помощь, говорят эксперты, но параллельно нужно думать, как жить стране сейчас и готовиться к зиме, потому что переговоры могут затянуться. Бывший министр топлива и энергетики Украины (2005—2006 годы) Иван Плачков считает, что Украине срочно нужно объявить чрезвычайное положение в энергетической сфере. «Созвать комиссию, которая будет готовить страну к отопительному сезону. Летний период мы можем как-то еще пережить. Дальше — хуже. В настоящий момент нужно смотреть где, кому, сколько нужно газа. Когда газа не хватает, все начнут кричать, что им нужно», — добавил он. По мнению Плачкова, Украина выживет в любом случае, но главный вопрос — с какими потерями и неприятностями? Чтобы минимизировать негативное влияние газовой блокады для страны, говорит он, правительству нужно как можно быстрее подсчитать потребление газа по регионам, чтобы сохранить жизнеобеспечение городов и выработать стратегический план. Причем Плачков считает, что нужно делать три варианта таких планов (оптимистичный, пессимистичный и базовый), которые зависят от внешних температур зимой.

В правительстве уже предпринимают шаги в этом направлении. Уже сегодня КМУ рассмотрит законопроект о чрезвычайном положении в энергетическом секторе и передаст его в парламент. Кроме того, Кабмин создал кризисный энергетический штаб под руководством вице-премьер-министра-министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Владимира Гройсмана, а его заместителем назначил министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана. Задача штаба — баланс энергетических ресурсов, потребления, расходования и энергоэффективности.

Поэтому власть пытается работать на предупреждение зимних неприятностей. Тем временем, «День» обратился за советом к экспертам, как правительству и НАК «Нафтогаз України» действовать, чтобы реверсные поставки газа из Словакии прошли без сюрпризов.

КОММЕНТАРИИ

Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ центра «НОМОС»:

— Есть две разновидности реверса. Первый — малый. Он сейчас реализовывается словацкой компанией. В нем строится короткий соединительный газопровод, ставится узел учета на границе с ЕС, и до 8 млрд газа будет поставляться в Украину ежегодно. Большой реверс — полномасштабное задействование одной из четырех нитей трубопроводной системы, которая идет из Словакии в Украину. Благодаря этому покрываем весь объем годового импорта — это 30 млрд кубометров газа. Поэтому с технической точки зрения реверс из Словакии — наиболее вероятный и вполне возможный. В реверс можно развернуть хоть и все 4 газовые нити с ЕС. Но! Существует проблема в разночтениях европейского энергетического законодательства. «Газпром» считает, что все эти транзитные мощности, которые идут из Украины на Словакию, зарезервированы им на 100% в соответствии с действующим контрактом со словацкой компанией. Поэтому, по мнению российского монополиста, в таком случае действует принцип «транспортируй и плати». И независимо от того, использует «Газпром» полностью мощности словацкой ГТС или нет, он за них платит, следовательно считает их занятыми под свои потребности. То есть свободных мощностей, которые могут использоваться другим субъектами для других поставок, нет. Согласно европейскому энергетическому законодательству, членам ЕС гарантируется свободный доступ к «трубе». К тому же, по мнению европейцев, сейчас де-факто есть физически свободные мощности в словацкой ГТС, потому что «Газпром», уменьшив на треть поставки через Украину, автоматически уменьшил их и через территорию Словакии. Здесь и возникает казус, что в действительности считать свободными мощностями: физические или юридические? Играя на этом, «Газпром» угрожает в случае начала большого реверса, подать в суд на словацкую компанию и спорит по этому поводу с Еврокомиссией. Сейчас видим, что Еврокомиссия дала задний ход. Но при условии откровенной вооруженной агрессии России по отношению к Украине, как члена Энергетического Содружества, и заявления Путина в Нормандии о том, что в случае открытия реверса с ЕС Россия сократит поставки газа, реакция Европы должна была быть молниеносной. И юридическую казуистику уже должны были бы решить. В этом контексте — и завершение расследования, и наказание «Газпрома» за нарушение антимонопольного законодательства ЕС, возобновление требований об открытии транзита для газа из Центральной Азии. О среднеазиатском газе с 2007 года Еврокомиссия и словом не обмолвилась. А именно эти поставки должны быть ультиматумом Европы в газовых переговорах с Россией. Как заставить Россию выполнить этот ультиматум? Во-первых, используя принципы ВТО: свобода транзита (иными словами, доступ к рынкам и услугам), которая является одним из краеугольных камней этой организации. А Россия тоже участник ВТО! Во-вторых, хоть РФ и отозвала свою подпись под договором об Энергетической Хартии в 2009 году, однако процедуру выхода из этой Хартии не завершила. Поэтому она также должна обеспечивать свободу транзита газа в рамках ЕС.

Александр ТОДИЙЧУК, заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз України», президент международной общественной организации «Киевский международный энергетический клуб» (Q-Club):

— НАК получил много предложений относительно поставок газа по реверсивным схемам от европейских стран. Но пока еще я не могу озвучивать детали. Сейчас нужно реагировать как можно быстрее, поскольку эти предложения наиболее актуальны в летний период. Зимой транспортные системы более загруженные. Украина должна быть решительнее в вопросе защиты своих интересов. Если цена газа из Европы нас устраивает, то не нужно гадать, не оскорбляем ли мы, случайно, Россию такими действиями. Большего оскорбления, чем они нанесли нам (просто не дали газу на зиму и сказали «выживай»), быть не может.

Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— Словацкое направление — действительно ключевое в реверсивных поставках газа в Украину. Я не вижу никаких препятствий, чтобы оно осуществлялось, хотя это больше предмет для дискуссии юристов. Если верить НАКу, то в подземных хранилищах на сегодняшний день находится 13 млрд метров кубических газа. Этого хватит до конца декабря. Перекрыть полностью поставки российского газа (27 млрд метров кубических) в Украину из Европы в этом году нереально. За счет реверса удастся закрыть лишь треть импортных потребностей. И это нужно понимать и признать, а следовательно — реально противодействовать срыву отопительного сезона. Какое адекватное противодействие? Газовые переговоры должны выйти на президентский уровень. Параллельно правительство, не дожидаясь зимы, должно очень оперативно разработать программу экономии газа в стране. Нужно заняться внутренними делами, а не искать панацею за пределами государства. Ее появление в этом году вряд ли сократило бы объемы потребления газа в ЖКХ, но за следующий год дало бы экономию в сумме 3 млрд метров кубических.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать