Перейти к основному содержанию

Бизнес остается на привязи

Несмотря на реформу разрешительной системы
13 апреля, 20:15
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

В деле реформирования отечественной разрешительной системы, кажется, намечаются обнадеживающие перемены. Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства при участии Международной финансовой корпорации (МФК) подготовлен законопроект «О разрешительной системе Украины».

«Необходимо сократить количество разрешений, а процедуру их выдачи сделать простой, прозрачной и понятной для предпринимателей», — заявил руководитель проекта МФК Андрей Гуревич на круглом столе «Пути реформирования разрешительной системы». Основополагающие принципы законопроекта, по его словам, таковы: обязательными будут только те разрешения, которые прямо устанавливаются законами, а регулирование порядка их выдачи будет находиться исключительно в компетенции центральных органов власти.

Правда, в первоначальной редакции законопроекта фигурировал еще и третий принципиально важный императив: предлагалось ввести заявительный принцип выдачи разрешений на начало работ, не связанных с использованием опасных технологий или механизмов. Однако на стадии согласования документа в министерствах и ведомствах эта законодательная норма была исключена. Остается только гадать, чем напугало госчиновников это новшество: то ли как нежелательный прецедент лишения рычагов влияния на бизнес, то ли это акт недоверия к предпринимательству, еще не созревшему к такой свободе. Наиболее мотивированными тут могли бы быть возражения налоговиков, которые неустанно, но без ощутимого прогресса ведут борьбу с фиктивными фирмами.

Тем не менее, простота, доступность и широкое применение заявительного принципа в странах ЕС оставляют открытым вопрос о нем и в Украине. По мнению Николая Проданчука, директора Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя, внедрение декларативного принципа регистрации предпринимательства с одной стороны — снимет груз ответственности с государственных органов, дающих разрешение, а с другой — повысит меру ответственности самих предпринимателей. Бывший предприниматель, а ныне сотрудник Секретариата Президента Украины Сергей Дородич считает, что демонополизировать разрешительную систему можно, предоставив предпринимателю право выбора — получать ему разрешение на ведение бизнеса или отправляться в «свободное плавание», предварительно застраховавшись от возможных рисков через специально введенный механизм.

Заявительный принцип — не единственная норма нового законопроекта, опущенная во время прохождения через министерские кабинеты. Та же участь постигла пункт об административной ответственности разрешающих органов за нарушение норм закона, а также положение о том, что субъект хозяйствования не несет ответственности за нарушение требований нормативного акта органов местного самоуправления, если он не был обнародован или не был размещен в интернете. Впрочем, даже несмотря на эти изъятия, эксперты прогнозируют трудное прохождение законопроекта: уж слишком многие интересы он затрагивает.

Однако на круглом столе оппонентов у разработчиков законопроекта так и не нашлось. Даже органы Госнадзорохранытруда, пожарного надзора и санитарно-эпидемиологическая служба, чьи действия вызывают наибольшие нарекания со стороны предпринимателей, поспешили доложить о своих шагах навстречу бизнесу. Так, Госкомитет по надзору за охраной труда собирается сокращать количество видов работ, признанных опасными (именно на них выдаются разрешения), с 88 до 27. Не чужды новых веяний и пожарники, утверждающие, что ими значительно сокращены сроки выдачи документов: теперь разрешение можно получить в течение пяти дней. Лишь санитарная служба скромно умолчала о своем вкладе в дело дерегуляции, посетовав только на непредвиденно высокие темпы развития предпринимательства и очень сложную систему надзора. Конечно, трудно было ожидать от контролирующих органов самокритичности, но, по крайней мере, они могли бы прокомментировать неутешительные данные последнего исследования, проведенного МФК.

Согласно ему, в Украине насчитывается более 1200 различных разрешений, выдача которых регламентируется 167 законами, 150 постановлениями Кабинета Министров, 1500 нормативными актами центральных и местных органов власти. В среднем на получение одного разрешения уходит 33 дня. Подавляющее большинство предпринимателей, и даже те, кто на ней специализируются, оценивают процедуру получения разрешений как весьма сложную. Неудивительно, что 82% предприятий прибегают к неофициальным платежам, чтобы ускорить получение разрешения на ведение бизнеса. К этому следует добавить, что требования и нормы действующих циркуляров неоднозначные, несогласованные и противоречивые, что создает возможности для принятия чиновниками произвольных решений. Но самое главное, как подчеркнул Гуревич, при этом не выполняется основная функция разрешительной системы — предотвращение опасных ситуаций.

«Хорошо, что наконец появился законопроект о реформировании разрешительной системы. Однако одного закона мало — нужна полная инвентаризация соответствующих нормативно-правовых актов», — уверен сотрудник секретариата Кабмина Владимир Приходько. Но вот директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко имеет другое мнение. «Когда государство захочет, чтобы в Украине существовал и развивался малый и средний бизнес, тогда он и будет развиваться, — сказал Рябченко. — Что для государства важнее: построение абсолютно логичной и монолитной системы разрешений или живой бизнес, дающий людям рабочие места? Это должно быть политическое решение».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать