Благие намерения
20% оборотных средств предприятий «уйдет» на спецсчетаС 1 июля 2004 года каждое украинское предприятие будет обязано обзавестись специальным банковским счетом для уплаты налога на добавленную стоимость. Реализация этой идеи предусмотрена подписанным 1 марта президентским указом. Согласно указу, в 5-месячный срок Кабмин и Нацбанк обязаны разработать механизм, согласно которому наряду с расчетным счетом компании, будет существовать НДС-счет, деньги с которого можно перевести либо в бюджет для уплаты НДС, либо другому поставщику на его НДС-счет. С большим энтузиазмом эту новость встретил премьер-министр Виктор Янукович. На его взгляд, введение специальных счетов по налогу на добавленную стоимость сделает более прозрачной систему начисления и взимания этого налога, а также увеличит поступления в бюджет.
Смысл нововведения сводится к борьбе с уклонением от уплаты НДС. Президент Леонид Кучма считает, что на сегодняшний день этот налог не выполняет своей функции, поскольку существует масса способов его избежать. Наиболее популярной лазейкой является создание фирм-однодневок, которые выполнив функцию финансового посредника по «обналичке», ликвидируются вместе с огромной налоговой задолженностью при первых же подозрениях на возможные проблемы с властями. Каким образом эту лазейку планируется перекрыть через механизм НДС-счетов, пока непонятно. Но очевидно, что внедрение этой идеи сделает администрирование налога намного легче для государственных органов.
А вот у бизнесменов по этому поводу вряд ли возникнут восторги. Ведь, прежде всего, предприятия теряют свободу по распоряжению собственными средствами. 20% заработанного будет замораживаться на спецсчете. Это может привести к вымыванию и без того бедных оборотных средств украинских фирм. Предполагается, что раз в месяц компания сможет переводить деньги с НДС-счета на расчетный, но это будет лишь остаток после уплаты всех налоговых обязательств. Для этого нужно будет пройти громоздкую процедуру запроса в банк, который, в свою очередь, должен будет выполнить процедуру контроля за НДС-счетом, еще, кстати, не разработанную НБУ. Естественно, такой перспективе вряд ли обрадуются и сами банкиры.
Сегодня механизм НДС-счетов действует и всего лишь полтора года в одной стране мира — Болгарии. Так что пока рано говорить о его эффективности. С 1 июля 2004 года эту идею намерена реализовать и Россия. Соответствующее решение уже принято ее правительством. Но сейчас в Москве разворачивается масштабная лоббистская кампания, направленная на отсрочку этой даты на полгода, поскольку ни налоговые органы, ни банки, ни бизнес пока не готовы работать по-новому. Учитывая, что отсрочку активно поддерживает влиятельный нефтяной и газовый бизнес, ее, наверняка, предоставят. В противном случае там предсказывают массовый переход бизнеса в оффшорные зоны.
Очевидно, под влиянием новостей с востока идея НДС-счетов начала разрабатываться и в Украине. Но структура болгарской экономики слишком отличается от украинской, чтобы полноценно использовать ее опыт для внедрения новшества. А это обещает нашим предпринимателям бесчисленное количество импровизаций на тему спецсчетов со стороны Госналоговой администрации. Достаточно ли пяти месяцев, чтобы избежать повторения скандалов и судебных разбирательств, которые каждый раз сопровождают подобные процессы, сказать сложно. Ну а то, что судебные иски будут, сомневаться не приходится. Прежде всего, идея НДС-счетов может не согласовываться с рядом законов. В то же время попытка принять соответствующий закон, очевидно, обречена на провал. Собственно, в 2001 году парламент уже с треском провалил такой законопроект. Похоже, именно поэтому на этот раз планируется решить вопрос полномочиями Кабмина и НБУ.
Чтобы в целом неплохое новшество не стало бедой для государства и бизнеса, безусловно, нужно, как минимум, полгода для ознакомления общественности с уже разработанными и полностью готовыми к внедрению документами.
Выпуск газеты №:
№38, (2004)Section
Экономика