Большая приватизация. Перезагрузка
Игорь БИЛОУС: «В бюджете на 2016 год заложат 20—30 миллиардов гривен дохода от продажи государственного имущества»Торги большим государственным имуществом откладываются. Из-за нехватки голосов в зале парламента депутаты перенесли голосование за законопроект № 2319а от 09.07.2015 на следующую сессионную неделю. Данным документом вносятся изменения в базовый закон «О приватизации государственного имущества». В частности расширяются полномочия Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) привлекать советников для продажи больших объектов, запрещается дробление пакетов акций акционерных обществ стратегической группы и большой энергетики, исключается норма о доконкурсной продаже на фондовых биржах пакетов акций размером 5-10% от уставного капитала. Вернуться к законопроекту депутаты смогут не раньше 3 ноября. В Фонде госимущества признают, что без обновленного закона продавать большие объекты не будут. «Нам нужен закон, чтобы обновить планы приватизации, определить дату анонсирования конкурса и приблизительные даты проведения аукционов», — рассказывает «Дню» председатель ФГИУ Игорь Билоус. По его словам, если бы депутаты приняли данный закон, то первые приватизационные конкурсы объявили бы еще в конце ноября — начале декабря 2015 года, а так придется сместить срок на тот промежуток времени, столько депутаты будут думать. Следующая сессия стартует 3 ноября, поэтому, по самым оптимистичным прогнозам, обновленный законопроект смогут проголосовать не раньше чем через три недели. Следовательно старт приватизации можно планировать только на конец декабря.
Проголосуют ли за него депутаты? Вопрос открытый. Рассмотрение документа в сессионном зале показало, что у нардепов к нему много вопросов.
Первый касается одной из новаций — исключения пункта о доконкурсной продаже 5—10% пакета акций объекта. Против выступает «Батькивщина», мол, таким образом нельзя на старте установить реальную цену объекта. «Когда рынок «лежит», когда нет реальной цены на объекты, когда нет реальных инвесторов, этого делать нельзя», — убеждал народный депутат Сергей Власенко. Вместе с тем в ФГИУ говорят, что норму все-таки надо убрать, потому что в Украине не развит фондовый рынок и торги все равно ничего не покажут. Позицию Фонда поддерживает заместитель председателя парламентского комитета по вопросам финансовой и банковской деятельности Павел Ризаненко: «Эта норма была бы целесообразна, пока в Украине существовал фондовый рынок. Здесь много людей, которые имеют отношение к нему и знают, что его у нас просто не существует. Поэтому выставлять эти пакеты не логично».
Второй спорный вопрос — инвестиционные советники. По словам Билоуса, их будут выбирать для больших объектов исключительно на конкурсной основе и это будут крупные инвестиционные банки, которые будут помогать с поиском международных покупателей. Но депутатов это не убедило. «Нет ни одного критерия, какие это будут советники, как они будут определяться, как это сможет контролировать парламент, общество, каким образом будет определяться им оплата?» — апеллирует к председателю ФГИУ народный депутат от «Самопомочи» Елена Сотник. Следовательно, отмечает народный депутат, надо менять эту норму законопроекта, прописать, откуда и за чьи средства этих советников будут содержать.
Вопрос третий — знает ли государство, что собирается продавать? «Вы знаете, по скольким из 1238 объектов, занесенных в перечень объектов для продажи, поданный в Верховную Раду, в Министерстве экономики нет финансовых показателей? Я дал официальный запрос относительно того, сколько там работает людей, сколько они платят налогов, каковы вообще у них показатели деятельности. Оказалось, что по 804 из них нет показателей. Можете себе представить? То есть они не знают, что они планируют продать!» — говорит народный депутат Виктор Галасюк.
«Существует ряд существенных замечаний со стороны депутатов. Мы говорим о том, что приватизация, происходившая в предыдущие годы, привела к тому, что объекты попали к соответствующим олигархам, они закрепили свои позиции, и теперь возникла сложная ситуация, потому что государство должно бороться с ними. Чтобы вернуть конкурентные условия на рынки и для защиты прежде всего интересов потребителей, надо поломать неправильную приватизационную практику. Для этого надо выписать законопроект так, чтобы к нему не было вопросов, а собственно приватизация должна рассматриваться не под призмой наполнения бюджета, а для привлечения инвесторов, способных провести быструю модернизацию экономики. Как это сделать? В Польше Бальцерович вообще запретил крупнейшим польским инвесторам принимать в этом участие», — рассказывает «Дню» член Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации Виктория Войцицкая.
Игорь Билоус соглашается — правила приватизации надо менять. Именно поэтому ФГИУ подготовит Кодекс приватизации, куда войдут все законодательные акты и законы, связанные с этим. «Должен быть документ, который объединит все законы и законодательные потуги. Мы бы хотели изменить процедуры приватизации и прописать их как на Западе», — объяснил он. На подготовку Кодекса пойдет несколько месяцев, а на «проталкивание» через Раду — около полугода. «В бюджете на 2016 год заложат 20—30 млрд гривен от продажи государственного имущества», — подытожил он.
Выпуск газеты №:
№187, (2015)Section
Экономика