Перейти к основному содержанию

«Борьба с контрабандой и «челночным» бизнесом»

Что дадут гражданам новые условия ввоза товаров из-за границы в Украину
19 января, 10:40
С НАЧАЛА ГОДА НА ПУНКТАХ ПРОПУСКА С ПОЛЬШЕЙ УЖЕ ДВАЖДЫ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДВИЖЕНИЕ ЖИТЕЛИ УКРАИНСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ / ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

С начала года на пунктах пропуска с Польшей уже дважды перекрывали движение жители украинского приграничья. Свои акции они называют предупредительными. Митингующие выступили против изменений к Налоговому кодексу, которые вступили в силу с начала года. Речь идет о новых правилах беспошлинного ввоза импортных товаров, которые направлены на борьбу с контрабандистами. «Митинги челноков» — так окрестила эти события общественность, ведь привлеченные в них были преимущественно участники малого пограничного движения, для которых поездки в Польшу являются ежедневной работой и заработком.

«День» разбирался в нюансах законодательных изменений, ответив на несколько основных возникающих вопросов.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА ГРАНИЦЕ?

С 1 января вступил в силу закон №2245, который вносит изменения в Налоговый кодекс. Отныне, кроме ограничения в стоимости ввезенного товара, которое было ранее, ввели также временные условия. Сейчас человек может перевозить в течение одного дня в Украину — без налогообложения — товары стоимостью 50 евро и весом до 50 килограммов. Раньше при том же весе сумма составляла 500 евро. Теперь, чтобы беспошлинно провезти в Украину товар на сумму до 500 евро, между выездом из Украины и возвращением должно пройти не менее 24 часов, а повторно выехать за границу можно не раньше, чем через 72 часа после момента въезда на территорию Украины.

Придерживаетесь всех условий — ввозите товар без уплаты никаких дополнительных пошлин. Не укладываетесь в нормы — платите налоги. Если вы нарушили одно из временных требований, тогда украинской таможне придется оплатить 20% налога со стоимости, которая превышает 50 евро. Условия пересечения границы соблюдены, но стоимость превысила 500 евро? Тогда из разницы суммы, которая превышает 500 евро, придется доплатить 20% НДС и 10% пошлины. В случае несоблюдения условия относительно веса в 50 кг за лишние килограммы аналогично придется платить 20% НДС и 10% пошлины.

Встает логический вопрос: как таможенники посчитают стоимость ввезенного товара? Наилучший рекомендованный вариант — иметь при себе чеки. В противном случае на таможне будут оценивать стоимость товаров по специальным каталогам.

Важно также отметить, что изменения касаются только автомобильных, пешеходных и железнодорожных переходов. При пересечении границы самолетом в дальнейшем можно беспошлинно ввезти товары на сумму до 1000 евро.

ЧЕГО СТРЕМЯТСЯ ДОСТИЧЬ?

Главная цель изменения условий ввоза товаров — борьба с контрабандой и так называемым челночным бизнесом. Вообще их называют по-разному: «челноки», «муравьи», также есть «пиджаки»... Эти люди — постоянные завсегдатаи украинско-польской границы. Они уже давно стали головной болью, например, для обычных туристов или студентов, которые стремятся попасть в Польшу. Конечно, сейчас они надеются, что закон также повлияет и на уменьшение аномально больших очередей на границе. Достаточно собственными глазами увидеть массовый поток людей, которые ежедневно пересекают пешеходный переход «Шегини-Медика». На просторах интернет-сети есть много видео с фарсом, который называется пересечением границы, во время которого толпа людей наперегонки бежит, чтобы попасть на польскую территорию. Ежедневно границу по несколько раз пересекали так называемые челноки (кое-где этим занимаются целыми семьями), которые курсировали с товаром из одного государства в другое. Так в Украину поступал «серый импорт»: например, контрабандисты разбивали партии фур, переправляя товар через границу измельченными партиями с помощью «челноков». С польской стороны границы таким образом разгружали даже мясо, частями доставляя его в Украину. Или же в автомобиле ехали сразу по несколько человек, чтобы за один раз можно было перевезти товаров на сумму размером в несколько тысяч евро.

Председатель Комитета предпринимателей Львовщины Андрей ДЯЧИШИН в комментарии для «Дня» отмечает, что нововведения на границе, прежде всего, коснутся не обычных граждан: «Законодательные изменения повлияют на тех людей, которые сегодня фактически занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Это так называемые мелкие предприниматели, которые использовали норму, согласно которой в течение одного дня на территорию Украины можно было беспошлинно ввезти товары стоимостью до 500 евро. Они пользовались этим, а затем реализовывали товар на базарах, в киосках, в мелких магазинах и так далее. Один интересный нюанс заключается в том, что эта норма говорит о беспошлинном ввозе товаров для собственного потребления. Люди забыли об этом и свято убеждены, что это их право — ввозить товары и потом ими торговать. Хотя эта норма вовсе не касалась предпринимательской деятельности».

Насколько эффективным этот шаг может быть у борьбы с «челноками» и контрабандой? «Думаю, что эффект от этого будет, — отвечает Андрей Дячишин. — Главное, чтобы эти все начинания были должным образом поддержаны добросовестным выполнением своих обязанностей таможенниками. Так, на сегодняшний день таможня несколько строже, чем была, например, в 2013 году. Соответственно, надеемся, что эта норма будет выполняться на укрепление, а не на послабление. Нужно, чтобы соответственно работал тамошний внутренний отдел безопасности. Если какие-то отдельные личности на таможне будут позволять себе определенные неформальные отношения с отдельными личностями, то это должно присекаться. Соответственно, тогда можно будет ожидать хорошего результата, в частности, для государственного бюджета. По оценкам Комитета предпринимателей Львовщины, на сегодняшний день потери госбюджета от незаконной предпринимательской деятельности —  от 30 до 70 миллиардов гривен».

ПОВЛИЯЮТ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ НА ЦЕНЫ ТОВАРОВ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

Один из пунктов, на котором спекулировали протестующие во время блокирований пунктов пропуска, — возможный рост цен на товары в результате изменения условий их ввоза на территорию Украины. Согласно логике «челноков», поскольку они реже будут возить товары, то цены на них для потребителей существенно вырастут. «Может ли это в целом отразиться на ценах? Такое влияние, думаю, будет очень незначительным, — говорит председатель Комитета предпринимателей Львовщины Андрей Дячишин. — Как правило, те, кто завозил большие партии, измельчая их и доставляя через «челноков», не делали это для того, чтобы продать дешевле, а чтобы больше заработать. Соответственно, они были более конкурентны, чем полноценные импортеры. Обычно все эти дельцы ориентировались именно на цены официальных импортеров.

Если говорить о рыночной торговле, то да — определенная разница в цене прослеживалась. Впрочем, эта разница была не за счет того, как этот товар сюда попал, а в результате того, как он реализовывается. Стоимость товара, который реализовывается в большом, чистом помещении, где соблюдены все санитарные нормы, например, в супермаркете по умолчанию будет выше, потому что накладные расходы на содержание этого всего больше. Тот, кто торгует на базаре, не платит никому ни зарплату, ни налоги, потому у него стоимость товаров будет ниже.

Напротив, теперь у нас есть шанс получить более качественный товар. Ведь импортер сертифицирует продукцию, несет гарантийные обязательства, имеет постоянные контакты и более ответственен перед потребителем, чем те бизнесмены, которые торгуют одноразово».

***

Законодательные изменения относительно ввоза товаров вызвали достаточно большой резонанс в обществе. С одной стороны, одобрение, а с другой  — возмущение. Так называемые акции протеста челноков не находят поддержки в большинстве. Впрочем, вряд ли общественное осуждение здесь воспрепятствует. Они в дальнейшем угрожают заблокировать пункты пропуска на границе третий раз, и в этот раз уже надолго. Вопрос урегулирования ситуации на границе, предупреждение потенциальных блокирований протестующими, а также, в первую очередь, контроль за надлежащим соблюдением новых норм на таможне — все это станет одними из главных вызовов для пограничной службы Львовщины в 2018 году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать