Бренд работодателя глазами студентов
В рамках II Национального форума предприниматели и преподаватели обсудили «как приобщить к труду поколение Y?»
Каждый пятый студент не планирует свою карьеру и на выпускном курсе не знает, где будет работать. Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра «Развитие КСО»: «Бренд работодателя глазами студентов: как привлечь поколение Y», обнародованного в конце прошлой недели в рамках ІІ Национального форума «Бизнес и университеты: трансформация образования».
В опросе, проведенном в мае-июле этого года, приняли участие около полутора тысячи студентов 4—5 курсов из 30 вузов в десяти областях Украины. Согласно ему, при выборе работы студенты ориентируются, прежде всего, на возможность сделать карьеру (89%), оформление по законодательству (88%), возможности для обучения и развития (85%), наличие социального пакета (70%) и гибкий график работы (44%). Средняя желаемая заработная плата — от трех до пяти тысяч гривен. «Исключением являются лишь студенты ІТ-специальностей — там ждут большей заработной платы, а также студенты из Львова. Они готовы работать и за две-три тысячи гривен в месяц», — говорит координатор Лаборатории «Бизнес и университеты» Ольга Янковская. Вместе с тем, 77,1% студентов считает, что первое рабочее место им должно обеспечить государство, а 54% — не знают о существовании университетских подразделений, которые занимаются вопросом прохождения практики и трудоустройства.
В то же время более 60% студентов в Украине хотят заниматься бизнесом. Причем 20% из них — собственным. Однако они жалуются на несоответствие содержания обучения потребностям бизнеса, слабую материально-техническую базу, устарелость знаний преподавателей и нуждаются в получении более практических навыков. Последние же можно получить путем более тесного сотрудничества между университетами и бизнесом, которое бы не ограничивалась одноразовыми лекциями, экскурсиями на производства и мастер-классами, — считают 56% респондентов.
Например, во Франции университеты (и другие вузы) сотрудничают с предприятиями и организациями на протяжении длительного времени в двух сферах — обучение и исследования. В частности, бизнес-структуры являются членами Совета университета, а большинство французских бизнес-школ были основаны коммерческими структурами, и Торговые палаты осуществляют управления ими как некоммерческими организациями. «3—6 месяцев стажировки включены в каждую магистерскую программу, а также во многие бакалаврские программы подготовки. Это один из лучших способов контакта между бизнесом и научным сообществом», — рассказывает почетный профессор Университета Лион-2 (Франция) Жан-Юг Шоша.
Во время стажировки студент работает в компании полный рабочий день как молодой специалист, является полноценным членом рабочей команды и получает «вознаграждение» — минимум 430 евро в месяц (причем минимальная зарплата во Франции составляет 1200 евро). «Обычно один из сотрудников факультета посещает место стажировки и общается со студентом и руководителем его команды», — добавляет Жан-Юг Шоша. Чтобы поощрить работодателей брать на стажировку студентов, государство либо не удерживает налог с фирмы за такого работника, либо дотирует предприятию часть «вознаграждения».
В конце стажировки студент готовит большой отчет (от 60 до 100 страниц), в котором описывает профессиональный контекст, задачи стажировки, использованную методологию и достигнутые результаты. В состав экзаменационной комиссии входят два преподавателя университета и представитель компании (как правило, начальник отдела, где работал студент). «Стажировка является полезной для студентов и для сотрудников факультета, которые контактируют с реальным бизнесом за пределами университета. Таким образом, создается сеть сотрудничества между университетом и бизнесом для дальнейших стажировок, научно-исследовательских проектов, направлений исследований аспирантов», — объясняет французский профессор.
Особое внимание Жан-Юг Шоша обращает на практику в малых предприятиях. По его мнению, именно здесь студент может полностью увидеть механизм производства и получить намного больше опыта, чем стажируясь лишь в одном из отделов крупной корпорации. «Многие студенты после прохождения практики в маленькой компании из пяти или меньше работников успешно начинали собственное дело», — добавляет Шоша.
В Украине же пока что связи между работодателями и университетами не настолько налажены. «В Украине, когда мы берем человека, который учится уже на последних курсах магистратуры, он не владеет той базой знаний и навыков, которая нам нужна, чтобы выполнять разные проекты. Поэтому мы начинаем работать со студентами технических специальностей с 3—4-го курса», — говорит директор компании «Мелексис-Украина» Анна Потапова. Однако есть и немало удачных примеров. В частности, и «Мелексис-Украина», которая, кроме организации летних практик, сотрудничает с университетами также в рамках создания проектов.
Налаживание сотрудничества между вузами и бизнесом — выгодное дело как для участников, так и для государства. «Во-первых, это интеллектуальная собственность, которая остается в стране и создание инноваций. Во-вторых — это создание новых рабочих мест, поскольку эти проекты ведут как и к стартапам, так и к развитию собственного бизнеса», — говорит Анна Потапова. Университеты, в свою очередь, воплощают свои идеи, а также получают финансовую поддержку, которую потом используют на свое усмотрение. Также университет может публиковать научные материалы, которые будут базироваться на этих проектах, трудоустраивают студентов и имеют возможность работать с оборудованием, которое не всегда есть в университете. «А компании имеют возможность получать новые проекты и выбирать, какой ей больше всего по душе. Студенты же могут устраиваться на ту работу, которая им нравится», — говорит Анна Потапова.
Выпуск газеты №:
№201, (2014)Section
Экономика