Броневик-2
Как «Нафтогаз» собирается максимизировать свою ценность в глазах народа![](/sites/default/files/main/articles/04092017/612071.jpg)
С первого дня осени стало видно, что подготовка страны к новому отопительному сезону подвержена хромоте. Пресс-служба «Нафтогаза» в пятницу пожаловалась, что компания уже начинает заключать договора на поставку газа с производителями тепла, хотя и встретилась с трудностями из-за того, что Минэнергоугля не обнародовал цену газа на следующий отопительный сезон. Но «креативщики» из НАКа, к счастью, нашли выход и решили не фиксировать ее в этих документах, включая в них обязательство сторон принять новую цену как обязательную.
«Обычно компания в июле начинает заключать договоры с производителями тепла на новый отопительный сезон, однако до сих пор откладывала этот процесс, ожидая сообщения Минэнергоугля, — снимает с себя ответственность «Нафтогаз» и отмечает: — Дальнейшее промедление может привести к срыву начала отопительного сезона в октябре». Далее в сообщении излагается просьба к Кабинету Министров как можно скорее определить и опубликовать цену газа для нужд населения на новый отопительный сезон или внести соответствующие изменения в постановление №187.
Дело в том (см. «День» №151), что «Нафтогаз» усиленно добивается очередного, с 1 октября, повышения (на 19% — до 5873 гривен за тысячу кубометров без НДС) цен на газ для населения и предприятий теплоэнергетики. И действительно, методика, заложенная в названное постановление Кабмина, это позволяет. Но не случайно же и не одного только пиара ради премьер-министр Владимир Гройсман многократно повторял, что не видит оснований для этого нового повышения, которое неизбежно потянет за собой цены на тепло, электричество, горячую и холодную воду. А главное — может мотивировать рост социальной напряженности в стране.
Но «Нафтогаз» заручился поддержкой секретариата Энергетического сообщества (СЭС) и Всемирного банка. Как сообщал НАК, СЭС даже направил нашему правительству по этому вопросу письмо-предупреждение со своими предложениями. Естественно, «Нафтогаз» их полностью поддерживает, поскольку, по его мнению, такой механизм разрушит монополию облгазов. Так ведь именно он и является главным монополистом на украинском газовом рынке и, очевидно, хочет расширить свою монополию еще и на распределение и поставку газа — на услуги, за которые вместе с НКРЭКУ добивается введения абонентной платы.
«Если облгазы не смогут выполнять возложенные на них обязанности поставлять газ населению на конкурентных условиях, — информирует монополист, — «Нафтогаз» обещает делать это самостоятельно». Есть у НАКа и «рука» в Международном валютном фонде. «Мы сейчас в дискуссии (с МВФ), мы доказываем, что объективных оснований нет. Я думаю, что мы сможем доказать свою правоту», — сказал на днях «Украинскому радио» премьер-министр Украины, отвечая на вопрос о позиции МВФ относительно повышения газовых цен. Напомним, что в 2016 году финансовый результат ведущего монополиста страны — чистая консолидированная прибыль составила 22,5 миллиарда гривен или $0,9 миллиарда. Причем основную прибыль в прошлом году — более 26 миллиардов гривен «Нафтогаз»получил от сегмента транспортировки и распределения газа.
Однако денег, как известно, много, вернее — слишком много, не бывает. С ростом доходов, а то и опережая их, растут потребности. Но неужели господину Андрею Коболеву со товарищи, например, с его коммерческим директором Юрием Витренко, не хватает их доходов, о которых в нашей нищей стране просто неприлично и даже опасно говорить вслух — некоторые люди могут просто не поверить, что такое может быть, и активно вступятся за «оклеветанных альтруистов».
В распоряжение редакции попали неопровержимые данные, свидетельствующие о том, как легко, а правильнее сказать — беспардонно распоряжаются в «Нафтогазе» государственными, следовательно нашими, собранными с граждан Украины, деньгами. Нам стало достоверно известно, что пребывающая в состоянии ликвидации дочерняя компания «Нафтогаза» «Газ Украины» для потребностей филиала «Нафтогаза» под названием «Нафтогазобслуговування» не далее как 29 августа этого года закупила 43 (сорок три!) легковых автомобиля.
Для убедительности в глазах прокурорских работников перечисляем помодельно: Skoda Octavia — 10 штук, Skoda Super — 27 штук, GMC Yukon — 6 штук. Стоимость покупки составила почти 40 миллионов гривен. Деньги, похоже, уже ушли. Причем договором предусмотрена отстрочка поставки, то есть, иначе говоря, предоплата в 60 дней. Но главное, конечно, вовремя перечислить деньги. Контроль за выполнением этого решения правление поручило не каким-то там рядовым клеркам, а директору по административной деятельности и энергоэффективности Владимиру Щербенко и заместителю главы правления Сергею Коновцу.
«Смотрящими» за этой ответственной аферой их выбрали, похоже, потому, что среди шестерки GMC Yukon (внимание!) хотели увидеть еще и бронированную модель (в народе именуется броневиком) с техническими характеристиками и комплектацией, определенными в «Нафтогазобслуговуванні». А не тот ли это броневичек, которым ранее мечтал поиграть Андрюша Коболев? Ну что вы. Теперь он гораздо скромнее, потому что сделал самокритичные выводы из «бронированного» скандала и претендует никак не на Mercedes, а всего лишь на полномерный внедорожник от Дженерал Моторс. Но, конечно, бронированный.
Вы ведь помните, как взорвала в прошлом году интернет новость о том, что НАК «Нафтогаз Украины» собирается купить Коболеву бронированный автомобиль? Кстати, тогда тот же филиал «Нафтогаза» — «Нафтогазобслуговування» вышел на рынок элитных авто по-современному — с помощью публичных закупок ProZorro. Был объявлен тендер на покупку бронированного Mercedes Benz S600 GUARD с начальной ценой в 5,1 миллиона гривен. Чуть позже, в результате скандала в СМИ, стесняясь этого намерения и оправдываясь, пресс-служба объяснила претензии Коболева не только на повышенный комфорт, но и на почти полную безопасность предстоящим разбирательством с российским «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже.
Предыдущий скандал на самом деле ничему не научил современных газовых нуворишей. Правление НАК «Нафтогаз Украины» лишь слегка поправило финансовый план ДК «Газ Украины» на 2017 год с учетом расходов для приобретения вышеперечисленного автотранспорта. Их провели по статье расчетов с «Нафтогазом» и отправили в «Нафтогазобслуговування». Причем выглядит все очень-таки законно — на основании подпункта 4 пункта 88 устава компании. Там сказано: к компетенции правления относится решение вопросов управления юридическими лицами, акционером (учредителем) которых является компания, а также филиалами, представительствами, другими обособленными подразделениями. Мол, что хотим, то и делаем...
Кроме того, в ходе нового скандала «Нафтогаз» смело объяснит, что сам он ничего не покупал, а просто арендует крайне необходимый руководителю автомобиль. А броня, мол, для того, чтобы никому и в голову не пришло склонять Кобалева в Стокгольме к любому прогазпромовскому сценарию. Примерно так же объяснялась и необходимость его заоблачной зарплаты: чтобы не подумали, что бедный и берет взятки. Что и говорить, выглядят нисколько не абсурдно. Как и то, что компания, имея миллиардный доларовый долг, собирается выйти на IPO. Так что заводи, Коболев, свой внедорожник и вперед! Чтобы, как сказано в проекте стратегии «Нафтогаза», «максимизировать» ценность компании для ее «конечного бенефициара — народа Украины».
Выпуск газеты №:
№155, (2017)Section
Экономика