Брюссель меняет правила на газовом рынке
Эксперт: «У «Газпрома» остается еще три-пять лет минимального влияния, а дальше уже полная зависимость от европейского рынка»Сегодня Брюссель может начать юридическую войну с «Газпромом». Об этом еще с начала недели сообщают ведущие мировые СМИ. Следовательно, газета The Financial Times, ссылаясь на два источника, знакомых с ситуацией, сообщила, что Антимонопольные регуляторы Европейского союза уже сегодня, 22 апреля, официально выдвинут обвинение против российского газового монополиста в незаконном злоупотреблении доминирующим положением на рынке газа в Европе. Эту же информацию подтверждают, ссылаясь на собственные источники, газета The Wall Street Journal и агентство Reuters.
Пока что комментарии или опровержения не озвучили ни европейский комиссар по антимонопольным вопросам Маргрете Вестагер, ни российская компания.
Напомним, что «Газпром», который поставляет около 30% газа в страны ЕС, Еврокомиссия подозревала в блокировании свободного потока газа в Восточной Европе еще с сентября 2012 года.
«День» поинтересовался у экспертов, о чем сигнализирует соответствующий шаг Брюсселя, чего ждать от «Газпрома» и что в таком случае должна делать Украина.
КОММЕНТАРИИ
Иван НАДЕИН, эксперт по энергетическим вопросам, председатель Комитета энергетической независимости Украины:
— Основное требование европейского сообщества — соблюдение условий Второго и Третьего энергетических пакетов о разделении добычи, транспортировки и потребления природного газа на разные компании, являющиеся самостоятельными. В случае как с нашим «Нафтогазом», так и с «Газпромом» вопрос является конфликтным. Поэтому «Нафтогаз» уже реорганизовывают. К тому же принят закон о рынке газа, который также будет это стимулировать.
С «Газпромом», бесспорно, проблемы остаются. В то же время там понимают всю зависимость от украинского и европейского рынков сбыта природного газа. Поэтому в перспективе у «Газпрома» нет вариантов не пойти на требования ЕС. Следовательно, ему нужно будет реструктуризировать свою систему, чтобы максимально отвечать запросам европейцев.
К тому же за прошлый год российская компания и так сократила свою прибыль почти на 70%. И нужно понимать, что 60-70% доходной части российского бюджета составляют поступления от нефтегазового сектора. Украина в этом году показала, что мы справимся без российского газа. Европейцы также достаточно подготовлены для того, чтобы оказать сопротивление планам «Газпрома» влиять на рынок путем уменьшения поставок. Сегодня цена на газ падает, у российской компании нет альтернативы.
Кроме того, в настоящий момент рынок сбыта в газовом секторе уже начинает контролировать рынок предложения. Потому что есть и LNG-терминалы, построенные в Польше и Прибалтике, терминал, который строится в Хорватии, есть довольно перспективное турецкое направление из Ирана. К тому же — LNG из Америки, о котором уже говорят как о будущем LNG газа для Европы. Поэтому у «Газпрома» остается еще три-пять лет минимального влияния, а дальше — полная зависимость от европейского рынка.
Украина же в этой ситуации должна стать европейским энергетическим хабом, использовать свою газотранспортную систему и газовые хранилища и тем самым превратиться в мощный восточноевропейским хаб, где будет храниться большая часть газа именно из ЕС. Но это произойдет лишь тогда, когда мы изменим правила работы с «Газпромом» под Третий энергопакет и когда европейцы будут покупать газ уже на восточной границе Украины. Это и будет означать для нас настоящую независимость от российского газа.
Сергей ЕРМИЛОВ, бывший министр энергетики Украины:
— Решение Еврокомиссии — это цивилизованная и нормальная практика. Впрочем, каждая компания, против которой направлены подобные обвинения, может обратиться в суд. Ей предоставляется право ответить на вопросы или изменить свою политику, если она нарушает европейское законодательство.
Если расследование европейской антимонопольной службы показало, что «Газпром» злоупотребляет своим положением, то ему нужно будет измениться — либо уменьшить долю, либо работать так, чтобы не наносить ущерб европейским потребителям. Как это будет выглядеть и насколько будет отражать экономические интересы российской компании — это мы, возможно, еще узнаем. Но если ЕС так себя ведет по отношению к «Газпрому», то это означает, что он уже нарушил экономические интересы европейских потребителей.
Тем более, в прошлом году Южный поток как раз заблокировали из-за невыполнения условий Третьего энергетического пакета. Теперь Россия хочет построить Турецкий поток, чтобы не проходить по странам, не являющимся членами Европейского союза. Это делается для того, чтобы выйти на границу с ЕС, а потом поставить перед фактом Европу: вы покупаете газ у нас здесь, потому что транзит через Украину мы отключаем, и это единственная возможность покупать наш газ. Но это обычный шантаж.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, у ЕС есть один выход — диверсифицировать источники поставок природного газа. С какой бы стороны «Газпром» к ним ни зашел — хоть с Атлантики, все равно это будет российский газ. А если в законодательстве ЕС будет норма о том, что из одной страны нельзя закупать больше 15-20%, то откуда бы этот газопровод ни подходил, больше они покупать не станут. Поэтому условие не в пути, а в происхождении.
И ЕС уже выполняет свою программу диверсификации поставок голубого топлива: строятся газовые LNG-терминалы для приема газа из Африки, Америки, общие газопроводы из стран Ближнего Востока. Я думаю, что ЕС за пять лет сделает очень много, чтобы оградить себя от газового шантажа со стороны любой страны.
Выпуск газеты №:
№70, (2015)Section
Экономика