Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бутафория вместо «курса реформ»

Почему не сработали составляющие рыночной экономики
14 сентября, 00:00

Попробуем разобраться, могло ли быть иначе.

Основные составляющие народнохозяйственного механизма рыночного типа всем известны: это приватизация, свободное ценообразование, стабилизация национальной денежной единицы, либерализация внешнеэкономической деятельности и свободная торговля, коммерциализация банковской системы и развитие малого и среднего предпринимательства. Рассмотрим некоторые из приведенных составляющих.

Базовым показателем рыночных реформ является приватизация. Частная собственность — действительно большая сила, которая заставляет людей лучше работать и тем самым усиливает производство. А что мы имеем сейчас? В Украине доля приватизированных объектов значительно большая, чем в большинстве развитых стран мира. Даже на Черниговщине, довольно консервативной в отношении перемен и реформ, приватизировано 84,6% всех предприятий, которые производят 90,8% промышленной продукции области. (Для сравнения: в США частные предприятия производят только 60% продукции, остальную — государственные). Нет развитых стран, где бы государственные предприятия производили менее чем 20% общей продукции.

От нашей приватизации не заработало производство, а бюджет не получил значительного пополнения. Ибо нельзя всерьез считать эффективным акционирование, вследствие которого мы получили только работников-акционеров, которые месяцами не получают заработной платы. Почувствовать себя собственниками они, конечно, не могли. Акционерные коллективы в украинском варианте по своей сути напоминают колхозы, где также каждый был формальным совладельцем имущества.

Не заметны какие-либо достижения и в проведении либерализации внешнеэкономической деятельности.

Украина полностью отдала отечественный рынок иностранному товаропроизводителю, не защитив своего с помощью таможенных и акцизных налогов. Мы добровольно ушли с товарных рынков стран СНГ и Восточной Европы. Нарастающая техническая отсталость и реструктуризация производства в сторону энерго- и материалоемких технологий делает наши товары неконкурентоспособными на рынках мира. Отсутствие эффективных преград вывозу капитала за границу привело к тому, что мы без выгоды для себя инвестируем экономику развитых стран. В попытке получить достаточно высокопроцентные валютные займы правительство Украины идет на выполнение всех требований по курсу государства и проведению реформ, которые устанавливает Международный валютный фонд и другие финансовые организации. Наши попытки активного участия в организации международной торговли не дали экономического эффекта. Украину держат в режиме экономических ограничений и санкций, а также все сильнее закручивают удавку антидемпинговых процессов.

В мире существует такое понятие, как уровень экономической независимости. Это отношение объема импорта к валовому национальному продукту. Так вот, в США этот показатель равен 9,5%, в Японии — 13,6 %, а в Украине — более 60 %. Причем мы говорим только о «светлой» экономике, по официальной статистике. Но большая ее часть — в «тени», и известно, что именно она, теневая, везет за границу доллары, а оттуда — товары, а это приводит к дальнейшему падению уровня экономической независимости.

Экономика Украины не сможет интенсивно развиваться, если по-настоящему не стабилизировать валютно-финансовую и кредитную среду, не прекратить инфляционные процессы. При помощи денежно-кредитной и финансовой политики (включая ценовую, налоговую и процентную) можно создать условия, как для бурного экономического развития, так и для паралича собственного производства и государства в целом. Наша молодая страна, оказавшись в кризисном состоянии, не нашла путей реального и эффективного использования данных факторов. Правда, что касается чисто внешней, бутафорной стороны оформления рыночных декораций, то мы имеем у себя двухуровневую банковскую систему с разветвленной сетью общегосударственных и региональных коммерческих банков, довольно стабильную национальную денежную единицу — гривню, невмешательство государства в процессы ценового регулирования, несмотря на резкий диспаритет цен, например, между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, бесконечные революционные изменения в налоговой системе и тому подобное.

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что основные компоненты рыночной экономики, которые отличают ее от экономики планово-директивной, в Украине в той или иной степени введены. Тогда почему же они дали отрицательный результат?

Реформирование состоялось за счет игнорирования или принесения в жертву главных составляющих и целей экономической модели как рыночного, так и командно-административного типа — размеров валового внутреннего продукта, объемов произведенной продукции, конкурентоспособности изделий и внешнеэкономического сальдо, производительности труда и, наконец, уровня жизни населения и его социальной защиты. Собственно, ради этих составляющих, особенно двух последних, и должны проводиться реформы всех видов и направлений, в том числе и рыночные.

У нас нет государственной экономической политики. Нет стратегии, нет концепции развития государства. Кое-что есть на бумаге, но все это разрознено, нечетко представлено, и властными структурами ничего не делается для его воплощения в жизнь. Возьмем, например, налоговую политику. На всех уровнях постоянно говорят, что она направлена на поддержку отечественного производителя. А на самом деле с каждым годом в результате налоговых реформ у нас все жестче и жестче его подавляют. Как следствие — большая часть финансов и экономических процессов загнаны в сферу «теневой» экономики, а «прозрачная» ее часть находится в состоянии полупаралича. Производство едва сводит концы с концами, но пустой государственный бюджет требует все новых поступлений, и для его пополнения с предприятий вытряхивают последние деньги. Состояние дел сейчас таково, что налоговым администрациям планируют получение штрафов, которые составляют в бюджете государства до 15%.

За годы независимости у нас изменилось шесть правительств. Каждое из них разработало и утвердило экономическую «Программу действий правительства». И ни одно не отчитывалось о ее выполнении. О том, достигнуты ли ожидаемые результаты, мы можем судить по уровню жизни населения. А в чем причины неудач и поражений, как будет исправляться ситуация в дальнейшем — ответы на эти вопросы не пришлось услышать ни разу.

Формально став на путь рыночных реформ, мы строим не развитое с гарантированной социальной защитой и смешанной регулируемой экономической моделью общество, а погружаемся в экономику государственно- кланового коррумпированного капитализма в ее самом жестоком и неприглядном виде. В проигрыше от этого все слои населения, весь народ Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать