Четыре дня в Америке...
Украинская делегация: сланцевый газ изменил Пенсильванию, а что будет у нас?.. Зависит от нас самих
Перспектива без особых затрат получить миллиарды кубометров газа, похоже, почти затмила и заглушила сомнения и разговоры о «гипотетических» экологических рисках. Это показал круглый стол, проведенный в начале этой недели по результатам поездки представительной украинской делегации в США, на родину сланцевой революции. Лидером обсуждения стал народный депутат, заместитель главы фракции Партии регионов и глава парламентской группы дружбы между Украиной и США Сергей Клюев. Его оппонентом не стал народный депутат Тарас Кутовой («Удар»). А третий парламентарий Иван Кириленко («Батьківщина») предпочел круглый стол командировке. В составе делегации был один из первых пропагандистов сланцевого газа в Украине — экс-министр энергетики Сергей Ермилов, а также заместитель министра экологии Александр Сушко, первый заместитель главы Госслужбы геологии (он, по словам Клюева, мог своими руками пощупать и подержаться за буровые станки) Алексей Падалко, глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко, председатель общественного совета при Минэкологии Валентин Савицкий...
Клюев рассказал, что в США сейчас в энергетическом секторе «время золотой лихорадки». В стране добывается около 250 миллиардов кубометров сланцевого газа (40% от добычи всего природного газа) и «кривая добычи растет очень кардинально». Сланцевый газ, по словам народного депутата, добавил США 1,2 миллиона рабочих мест, к 2015 году ожидается 1,5 миллиона. Благодаря сланцевому газу средняя цена на этот вид топлива колеблется вокруг $100 (вчера — $107). «Есть и экологические вопросы», — заметил, походя, Клюев.
Эту тему развил Сергей Ермилов. «Когда мы собирались в США, у нас было больше вопросов, чем ответов, — сказал он. — Меня лично интересовали два вопроса: можно ли вообще добывать сланцевый газ в Украине, и каковы будут экологические последствия, если мы эту работу начнем настолько же широкомасштабно, как в Соединенных Штатах». В результате изучения американского опыта экс-министр пришел к выводу: США, которые ранее были, как и Украина, энергозависимой страной, нашли выход с помощью сланцевого газа и совершили национальный прорыв. Что касается Украины, то она также имеет возможность получить дополнительный, мощный и дешевый, источник энергии. Непосредственно ознакомившись с американскими технологиями, Ермилов утверждает, что «сланцевый газ можно добывать безопасно — его добыча практически не влияет на окружающую среду, ни с точки зрения использования природной воды, ни с точки зрения вредного влияния на природу».
Не опасается последствий добычи сланцевого газа для экологии Украины и Тарас Кутовой. «Самый большой риск, — уверен он, — в нас самих, и мы должны эту проблему решить». В США, по его словам, очень высокие стандарты качества всех работ, и крупные американские компании принесут их в Украину. А нам очень важно их соблюдать. «И тогда, говорит народный депутат, — мы получим не только газ, но и ключевой источник сокращения безработицы, мощное политическое плечо для переговоров с Россией (13—14 миллиардов кубометров газа) и, в конце концов, энергетическую независимость». Кутовой ратует за разработку в Украине специального законодательства, регламентирующего добычу сланцевого газа, и отмечает, что в этом случае мы могли бы избежать многих ошибок, которые были в свое время допущены в Америки, и служат сегодня пищей для разговоров об экологических угрозах.
И все же участница «сланцевого» турне в США, глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко далеко не уверена в безопасности добычи сланцевого газа. Хотя она в восторге от того, как обустроены участки, где добывается сланцевый газ, и называет их примером «ответственного отношения к обществу», подход иностранной компании к работе в Украине ее не устраивает. «Они из чернозема сделали валы, ограждающие участок ведения буровых работ. Сделали такой вал, через который невозможно перебраться. Не забором оградили, как это делается другими фирмами, а черноземом».
Тимочко подчеркивает, что и с законодательством в США не все так просто. Она напоминает, что в Америке в 2005 году технология гидроразрыва, используемая для добычи сланцевого газа, была выведена из под контроля национального федерального закона о безопасности питьевой воды. Вместо него в штате Пенсильвания разработан подзаконный акт, который так и называется — акт 13, рассказывает эколог. «Это обыкновенная инструкция по гидроразрыву, — разъясняет она, — как его проводить, как избежать попадания вредных веществ в окружающую среду, как потом обращаться с использованным раствором и т.д. И ничего не сказано о влияние на геологическую среду, которая в Украине, например, очень сложная...»
Эксперт подчеркивает: «Мы, экологи, также выступаем за энергетическую независимость нашей страны» и, продолжая, призывает не спешить с разработкой сланцевого газа в Украине. Она предлагает больше внимания уделять и направлять средства на повышение энергоэффективности экономики Украины, на возобновляемые источники энергии — ветровую, солнечную, биологическую. В чем-то эколог, безусловно, права, в чем-то, возможно, и ошибается, поддавшись эмоциям. Но слишком уж резко набросились на Татьяну Тимочко так называемые официальные или, может быть, даже карманные общественные экологи, представив ее чуть ли не агентом российского «Газпрома».
Интересно, что украинская делегация побывала только в одном из штатов, где сланцевый газ успешно добывается, но не была ни в одном из тех, где его добыча законодательно запрещена из-за экологических угроз. «День» поинтересовался, почему так случилось, и получил ответ Клюева: просто не хватило времени. Остался без ответа вопрос о новых, безопасных технологиях гидроразрыва, появления которых ожидают во Франции. Где сегодняшняя технология с использованием химикатов запрещена. Видели вы такую новую технологию в США? Клюев в принципе дал положительный ответ, но не стал вникать в подробности, попросив рассказать об этом специалистов. Но первый замглавы Госслужбы геологии и недр Алексей Падалко сказал, что рассказывать об этом на круглом столе сложно, и пригласил зайти как-нибудь к нему в кабинет. Итак, «День» готовится к эксклюзиву. Следите за анонсами...
КСТАТИ
Клюев высказал интересную мысль. По его словам, Украины должна найти баланс между добычей сланцевого газа и предотвращением экологических угроз. С учетом того, что хорошие идеи у нас нередко доводятся до абсурда, «День» поинтересовался у Сергея Ермилова, сумеем ли мы обеспечить этот баланс. Вот что он ответил: «Первое, что вдохновляет, так это то, что у нас еще нет собственного опыта добычи сланцевого газа, и его в нашей стране могут начать только зарубежные компании. А они будут использовать только те стандарты, по которым работают у себя дома. Так что планка безопасной и экологически чистой добычи будет установлена с самого начала. А когда уже украинцы возьмутся за это дело, то различные общественные организации и надзорные органы должны быть, как говорится, начеку — тотально контролировать и не давать возможности нарушать стандарты. Но для этого необходимо вовремя и качественно разработать соответствующую национальную законодательную базу.
Продолжение темы:
Экологи-общественники — о плюсах и минусах добычи сланцевого газа, увиденных в США
Выпуск газеты №:
№118, (2013)Section
Экономика