«Чистый лист» может обернуться «черным списком»
Почему «нулевая декларация», которую предлагают в парламенте, — не то же самое, что «амнистия капиталов»?Украина сегодня вплотную подошла к тому, к чему буквально сразу после евромайдана призывал в эфире одного из украинских телеканалов одиозный бизнесмен Игорь Коломойский: «доплатить», а дальше «жить по правилам». Теперь об амнистии капиталов активно заговорили «наверху» — в Администрации Президента и под куполом Верховной Рады. Но причина, похоже, вовсе не в том, почему к этому призывал Коломойским, а в том, что под палкой международных партнеров Украина взяла обязательства, добросовестное выполнение которых прямо угрожает «стабильности государственного клептократического аппарата». Речь идет, в частности, о запуске электронного декларирования имущества государственных чиновников. Всю эту неделю народные депутаты прямо в сессионном зале получали информационные листовки с разъяснением, почему и как им нужно подать е-декларацию. Поскольку, в соответствии с требованиями МВФ, до конца октября все государственные служащие должны отчитаться о «нажитом».
«День» писал, что с 1 сентября официально, а из 8-го реально — в Украине начала работу платформа е-деклараций. Процесс внедрения сопровождался большим скандалом. Саботаж государственной машины электронного декларирования имущества чиновников, которое может обернуться проверками со стороны НАБУ и тюремными сроками, обрел огласку в СМИ. В ситуацию даже вмешались международные партнеры и кредиторы Украины. В частности, МВФ пригрозил: не будет е-декларирования, не будет траншей...
Накануне запуска е-декларации СМИ писали о нескольких сотнях уволившихся судей, которые не хотелось попасть под санкции из-за своих имущественных дел. Очевидно, менее пугливые, а может более информированные, решили переждать, так как где-то «наверху» готовилась уже спасительная соломинка.
Еще в середине декабря 2015 года в ВРУ был зарегистрирован проект Закона авторства тогда еще лидера президентской фракции, а ныне Генерального прокурора Юрия Луценко и народного депутата Александра Кирша «О нулевой декларации». Идея была в том, чтобы обязать всех совершеннолетних украинцев прийти в Налоговую и задекларировать имеющееся имущество. Причем указывать источники происхождения нажитого было бы не нужно: текущее финансовое положение должно быть принято за так называемую нулевую точку отсчета. То есть имелось в виду, что после декларирования своего имущества в полном объеме гражданин уже не несет ни уголовной, ни административной ответственности за его происхождение.
Президент лично одобрил инициативу. Зато глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина ЮЖАНИНА раскритиковала проект закона, назвав его декларативным, и взялась переписывать предложенное Луценко и Киршем.
СУТЬ «АМНИСТИИ» ПО-ЮЖАНОВСКИ
А уже перед летними каникулами 14 мая — фактически за 2,5 месяца до запуска обязательных е-декларааций для госчиновников — Нина Южанина заявила, что рабочая группа народных депутатов и экспертов готова предложить на рассмотрение Верховной Рады проект Закона об одноразовом декларировании.
«Одноразовое декларирование является необходимым для современной Украины. Мы должны положить начало точке отсчета, с которой начнется новая жизнь налогоплательщиков. Философия новой жизни заключается в том, что все должны платить налоги и расходы. Поскольку история Украины такова, что в силу ряда причин очень большое количество людей получали неофициальные доходы, мы должны предоставить возможность одноразовой «очистки» — задекларировать все активы, которые есть на данное время. С этой базы должен начаться отсчет накопления доходов и контроль расходов физического лица», — объяснила Южанина.
Кроме того, она подчеркнула, что принятие решения о нулевой декларации не будет означать, что все доходы, с которых ранее не были уплачены налоги, легализуются с нулевой ставкой. «Мы говорим, что нулевая декларация — это добровольное декларирование всех активов физического лица в Украине и за рубежом по состоянию на 1 января 2016 года. Мы приняли решение, что гражданин может не декларировать денежные средства до 1 млн грн и имущество, которое уже учтено в государственных реестрах. Граждане могут декларировать любые денежные средства, но при этом они будут обязаны заплатить 5% из всей суммы, которая превышает миллион гривен», — сказала глава комитета.
В соответствии с текстом документа, опубликованного изданием Украинская Правда, предлагается освободить декларантов от уголовной ответственности за заведомо ложные сведения или подделки деклараций и других налоговых документов и касательно нарушения налогового, валютного и таможенного законодательства, «если соответствующие деяния касаются получения дохода, с которого был уплачен налог на доходы физических лиц».
Декларантов также предлагается освободить и от административной и финансовой ответственности.
Государство гарантирует субъекту декларирования непривлечение к ответственности, освобождение от обязанности по предоставлению информации об источниках получения задекларированных активов и запрещение использования информации в декларации в качестве доказательства совершения какого-либо уголовного правонарушения.
Также государство в настоящем документе гарантирует, что не будет проводить налоговую проверку по факту представления одноразовой декларации, в том числе относительно оснований и порядка приобретения активов и уплаты связанных с ним налогов.
В то же время освобождение от ответственности не распространяется на деяния, которые законодательством определены как тяжкие преступления против основ нацбезопасности Украины, жизни, здоровья, воли человека, мира, безопасности человечества и международного правопорядка, а также которые касаются наркотиков, преступлений в сфере служебной и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг. Государственные гарантии также не распространяются на имущество, приобретенное в результате вышеуказанных деяний.
В заключительных положениях предусматривается освобождение декларантов от антимонопольных штрафов за нарушение конкурентного законодательства.
Кроме того, субъекты декларирования, которые являются владельцами земельных участков и осуществили незаконную застройку, также освобождаются от ответственности.
Период одноразового декларирования указан с 1 октября по 31 декабря 2016 года.
Парадокс в том, что этот законопроект полностью будет нивелировать идею е-деклараций, ведь позволяет «амнистироваться» в том числе и государственным чиновникам.
FATF ПОКА МОЛЧИТ, НО...
Общественность (в частности такие организации, как Центр противодействия коррупции, Трансперенси Интернешенал Украина) и эксперты уже выразили свое возмущение этой инициативой, назвав ее прикрытием, индульгенцией для казнокрадов. Они убеждают, что под тем, что во всем мире принято считать «амнистией капитала», у нас хотят протянуть амнистию коррупционных состояний государственных служащих. Ведь если парламент все-таки примет такой закон, любой чиновник, которому есть, что скрывать от НАПК и НАБУ в своей е-декларации, сначала подаст в ДФС свою «нулевую» декларацию, заплатит налог и таким образом освободится от криминальной ответственности за незаконное обогащение. Более того, общественность убеждена, если власть все-таки протащит «амнистию коррупционных состояний для госслужащих», то от Украины отвернутся все приличные международные финансовые организации. Правда это или нет — трудно сказать — пока ни Всемирный Банк, ни МВФ, ни ЕБРР или Еврокомиссия не дают никаких комментариев относительно того, что происходит в Украине вокруг темы «амнистии капиталов». Хотя источники «Дня» сообщают, что в последнем подписанном меморандуме с МВФ есть пункт о невведении налоговой амнистии. Но, как уже писал «День», правительство Украины до сих пор не опубликовало документ, поэтому сказать наверняка мы не можем.
Молчит пока и FATF (Международная группа по противодействию отмыванию грязных денег). В марте 2017 года эксперты MONEYVAL будут оценивать полноту и эффективность внедрения Украиной Рекомендаций FATF. В случае установления несоответствия национального законодательства Украина может быть включена в перечень стран, которые имеют недостатки в сфере борьбы с отмыванием денег. А как отметил в разговоре с «Днем» первый заместитель главы Государственной службы финансового мониторинга Украины Андрей КОВАЛЬЧУК, закон о налоговой амнистии в той редакции, которая была обнародована в СМИ, прямо противоречит десятой рекомендации FATF.
«В контексте налоговой амнистии для Украины важно различать понятия «отмывание» и «легализация» средств (в Украине законодатель отождествил эти два термина), поскольку во всем мире этому придается большое значение, — дает пояснение в комментарии «Дню» первый заместитель главы Государственной службы финансового мониторинга Украины Андрей КОВАЛЬЧУК. — Ведь «отмывание» грязных денег — это заведомо криминальное уголовное деяние. «Легализация» же теневых доходов во многих государствах происходит при содействии и поощрении власти, поскольку легализация, при необходимой организации (как показывает мировой опыт) может стать ощутимым инвестиционным источником».
По словам Ковальчука, проведение налоговой амнистии, равно как и возвращение выведенных активов, в Украине должно проходить в соответствии с лучшими международными практиками, а это, в свою очередь, предполагает соблюдение государствами существующих международных стандартов. В частности, рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и документов Комитета экспертов Совета Европы MONEYVAL.
«Упомянутые международные институты признают высокую вероятность использования соответствующих программ по «добровольному соблюдению налогового законодательства» преступниками с целью отмывания средств и финансирования терроризма. При проведении налоговой амнистии страны должны обеспечить требования по надлежащей проверке клиентов-налогоплательщиков и убедиться, что средства или другие активы, которые были задекларированы или возвращены, получены из законных источников, — рассказывает Ковальчук. — Кроме того, такие программы не должны предоставлять налогоплательщику иммунитет от расследования за отмывание средств относительно задекларированных или возвращенных активов».
Правила и процедуры FATF и MONEYVAL, членом которых является Украина, требуют от страны без задержек информировать о вступлении в силу указанных программ добровольного соблюдения правил уплаты налогов. После чего международные эксперты будут изучать и оценивать соответствующие национальные законы.
Украина неоднократно попадала в серый список этой организации за то, что наше законодательство не является эффективным в вопросе противодействия отмыванию средств. А это значило, что все банковские операции с миром глобальная финансовая система была обязана пропускать через систему особенно пристальной проверки. И соответственно они затягивались во времени. В последний раз мы просидели в «серяках» пять лет. Потом мы «исправились». Подали отчет, в котором львиную долю занимало описание того, что и как мы исправили. Если из-за закона о нулевой декларации мы опять попадем в серый список, то получим время, чтобы исправиться. Если этого не сделаем, дальше нас ждет «черный список» — это полное эмбарго на любые финансовые операции мира с нами. В таком списке на начало 2016 года были всего две страны — Иран и Корейская Народная Демократическая Республика.
ТРИ ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ «ОБНУЛЕНИЕ» ПОКА НЕВОЗМОЖНО
В принципе, налоговая амнистия — это достаточно распространенный инструмент, которым пользуются в том числе и в европейских странах. Например, амнистия капиталов проходила в 2000-х годах в Италии. Этот опыт эксперты признали успешным — в страну вернулись десятки миллиардов евро, а бюджет получил миллиарды налоговых поступлений. Также успешным был опыт Ирландии в 1998 году, но он касался только подоходного налога. Бюджет страны тогда получил свыше миллиарда долларов США.
Были и неудачные примеры — в 80-х годах амнистии капиталов объявлялись во Франции и Аргентине. Ничем хорошим они не закончились.
Но речь идет, еще раз отметим замечание Ковальчука, об амнистии именно капиталов, а не имущества государственных чиновников.
В Украине последний раз вопрос «нулевого декларирования» активно обсуждался в конце 2013 года. Тогда эту идею активно продвигал экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. Впрочем, идея не получила поддержки в обществе именно из-за недоверия экспертов и международного сообщества к «Семье» Виктора Януковича, представителем которой был сам Клименко.
И, в принципе, если бы разработанный комитетом Южаниной закон действительно был об амнистии капиталов, а не, как заявляют эксперты, о легализации украденного госчиновниками, то, скорее всего, он тоже не был бы удачным. Поскольку любая амнистия капиталов будет иметь смысл при двух важных условиях. Первое — установлены четкие правила, и все их придерживаются. Второе — нормальная работа фискальных органов, правоохранительных органов и судебной системы.
Есть еще одно — третье условие, которое, к слову, никак не зависит пока от воли украинцев и власти Украины — это согласие сильных мира сего на то, чтобы мы провели амнистию капиталов. Как сказал в разговоре с «Днем» оф-рекордс один очень уважаемый международный эксперт по вопросам противодействия коррупции и отмыванию денег — «сейчас вам этого не дадут сделать». Коррупция из стран бывшего советского лагеря в буквальном смысле этого слова кормит экономики «небедных» стран, и речь идет не столько о яхтах, виллах и бизнесе, сколько о живых деньгах, которые оседают на банковских счетах. После «амнистии» все они получают билет домой и, скорее всего, вернутся, как это было в Италии.
Выпуск газеты №:
№171-172, (2016)Section
Экономика