Перейти к основному содержанию

Чтобы снять газовые проблемы с Россией...

Европе было бы достаточно соблюдать собственное законодательство, отмечают специалисты
16 декабря, 12:09

Европа помогает Украине еще и тем, что не позволяет совершать грубых ошибок и особенно тех, которые могут затронуть ее интересы. К ним, например, в Секретариате Энергетического сообщества отнесли действующие в Украине ограничения на внутреннем рынке природного газа. «Постановления (Кабинета Министров Украины №596 от 7 ноября и №647 от 26 ноября 2014 года) нарушают законодательство Энергетического сообщества, и Секретариат настаивает на их немедленной отмене», — говорится в сообщении пресс-службы сообщества, обнародованном вечером в четверг. Его руководство считает, что действия украинского правительства наносят вред репутации страны.

 МОНОПОЛИЗМ В ЗАКОНЕ

Напомним, названными документами Кабмин обязал крупных потребителей газа с 11 ноября 2014 года по 28 февраля 2015-го закупать его только у «Нафтогаза Украины». В перечне таких потребителей 90 предприятий. Газораспределительные и газотранспортные предприятия в этот период имеют право поставлять газ предприятиям, включенным в этот список, только из ресурсов «Нафтогаза».

«Секретариат неоднократно предлагал свою полную поддержку в создании законодательных актов, соответствующих основным принципам свободного газового рынка, в то же время учитывающих чрезвычайную ситуацию в Украине, — напоминают европейские энергетики украинским законодателям. — Секретариат подготовил и представил на рассмотрение украинских властей законопроект о газе, предусматривающий, в частности, защитные меры». «Закон, соответствующий Третьему энергопакету ЕС, должен быть принят как можно скорее», — настаивают в Секретариате Энергосообщества. Там убеждены, что любые льготы для госкомпаний и навязанные частным компаниям социальные обязательства должны быть временными, оправданными соображениями общественной безопасности, пропорциональными и не дискриминационными.

 НЕИМОВЕРНО СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В тот же день аналитический центр Bruegel представил украинской общественности и СМИ  предназначенный для политиков доклад «Разбалансировка газовых отношений  между ЕС, Россией и Украиной». Правда, в анонсе соответствующей пресс-конференции его тема была обозначена несколько иначе: «Время для пересмотра газовых отношений в треугольнике ЕС — Украина — Россия».

Как это понимать? Представляя свое консультационное исследование, ученые из независимого аналитического центра (его членами являются правительства стран Евросоюза) отмечали, что договоренности между Украиной и Россией, достигнутые при участии ЕС и вошедшие в так называемый зимний пакет, решают далеко не все проблемы, возникающие в краткосрочной перспективе, а тем более — в долгосрочной.

Старший научный сотрудник Центра восточных исследований Агата Лоскот-Страчота назвала отношения в этом треугольнике «неимоверно сложными». И задала вопрос: «Можно ли эти отношения переформатировать?» Отвечая на него, она отметила, что газовый конфликт между Россией и Евросоюзом «является даже старшим (по возрасту), чем украинско-российские газовые проблемы, но сейчас, в связи с известными обстоятельствами, он еще больше усилился, в нем возникают абсолютно новые аспекты». По ее словам, они связаны с налаживанием новых реверсных потоков газа из Европы в Украину и безопасностью поставок газа в регионы Центральной и Восточной Европы. «Газпром» сегодня заявляет, что, исходя из сегодняшних условий, транзит газа в Евросоюз находится под угрозой», — отмечает исследователь.

ДИСКРИМИНАЦИЯ —  ЭФФЕКТИВНЫЙ  РОССИЙСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

Характеризуя цели России на европейском газовом рынке, Агата Лоскот-Страчота подчеркивает, что они заключаются в том, чтобы «максимализировать и продажи, и цены». «Это сегодня и делается путем дискриминации потребителей, искусственного закрытия рынков для новых конкурентов и влияния на страны-транзитеры, — говорит эксперт и демонстрирует карту, показывающую, насколько разнятся цены на российский газ для различных стран Европы. «Литва, например, платит на 100 долларов больше, чем Германия, — отмечает Лоскот-Страчота, — хотя находится намного ближе к России».

«Газовый рычаг сегодня работает на политические интересы Москвы. Она может снижать цены на газ, приносить вред экономическим интересам других стран, например, путем строительства обходных газопроводов, может диверсифицировать свои экспортные рынки, о чем свидетельствует соглашение с Китаем о поставках газа, — перечисляет возможности России эксперт. — Может и повышать цену на газ, но это работает лишь на определенных рынках и при определенных условиях».

Суммируя свою часть презентации исследования, Лоскот-Страчота отмечает, что инструменты России на европейском газовом рынке могут быть действенными в краткосрочном будущем, тогда как инструменты Евросоюза и Украины более эффективны в долговременной перспективе. Причем эффективность украинских инструментов будет особенно зависеть от ее способности проводить рыночные реформы вообще и, в частности, в газовом секторе.

 ТРИ ГАЗОВЫХ СЦЕНАРИЯ

«Набор наших инструментов может показаться довольно сложным, — добавляет научный сотрудник Bruegel Георг Цахманн и переходит к прогнозу дальнейшего развития событий на газовом рынке. Первый сценарий, по его словам, возможен в том случае, если Евросоюз останется, как и сегодня, разъединенным в энергетическом измерении и будет проводить такую же, как сейчас, политику. В этом случае некоторые страны сохранят свои преференции от России и соответствующие отношения. В их числе будут Словакия и Венгрия как транзитные страны, Австрия, имеющая большой торговый газовый хаб, и Германия как крупнейший потребитель. В этой ситуации Евросоюзу будет довольно сложно защитить свою политику единого энергетического рынка и обеспечить поддержку Украины, например, построение реверсных газовых потоков. С другой стороны, в этих условиях Украине будет довольно сложно реформировать свой газовый сектор, поскольку будут доминировать краткосрочные интересы, а структурные реформы станут просто рискованными.

Второй сценарий, по Цахманну, может исходить из того, что Евросоюз все-таки объединится и станет помогать Украине. Ученый отмечает, что это уже делается в части реверсных газовых потоков путем  финансирования и участия «в качестве сильной стороны» в переговорах. «Но если Евросоюз все-таки провалится в поддержке реформ в Украине, — излагает Цахманн третий сценарий, — то это станет для него дорогой попыткой. Риски состоят в том, что украинская политическая система может оказаться достаточно сложной средой для проведения реформ и применения тактики пряника и кнута. В результате — все реформы могут закончиться на выяснении чисто технических вопросов, к примеру, где можно купить газ подешевле, кого из бизнесменов привлечь к реформированию газового рынка и т.д.».

Среди конкретных мер по реформированию газового сектора, рекомендованных Цахманном, обращает на себя внимание вариант с дефолтом «Нафтогаза», ликвидацией (насколько это возможно) субсидирования НАКа, а также предприватизационная продажа части украинской газотранспортной системы западным публичным компаниям, что, по его мнению, обеспечит Украине профессиональный менеджмент в газовой сфере и серьезные инвестиции... А в будущем может быть проведена полная приватизация и получены дополнительные доходы. «Если Украина будет покупать газ на открытом рынке в ЕС, — уверен Цахманн, — это будет обеспечивать ее энергетическую независимость».

 ПОЧЕМУ ЕВРОПА ЭТОГО НЕ ДЕЛАЕТ

Не имея серьезных противоречий с позицией специалистов из Bruegel, директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко все же предложил определенную альтернативу европейским сценариям и прогнозам. «Мы уже сейчас покупаем газ по рыночным ценам, имеем полный доступ к европейским газовым рынкам и прямые контракты с такой компанией, как «Стат Оил», с крупнейшими французскими, немецкими и швейцарскими компаниями», — доложил он.

«А что касается помощи в решении проблем с россиянами, то нужно дипломатично отметить, что заинтересованность Европы в этом была и есть не меньшей, чем у украинской стороны». В то же время он обращает внимание на то, что Европа не всегда выполняет свои обязательства. «Это очень приятно, когда Европа нам помогает, но давайте начнем с того, что Европа будет выполнять свои обязательства. Речь идет, в первую очередь, об интерконнекторе Украина — Словакия, — объясняет Витренко. — Кроме новой перемычки Вояны — Ужгород, построенной летом этого года, существует главный интерконнектор между украинской и словацкой ГТС — Ужгород — Вельке Капушаны. Его реальная годовая мощность — 100 миллиардов кубометров газа».

«Но, вопреки европейскому законодательству, — продолжает украинский газовик, — вопреки словацкому законодательству, вопреки договору об Энергетическом содружестве, этот интерконнектор контролирует «Газпром». Если бы эта проблема была решена, Украина могла бы получать с Запада весь необходимый ей объем газа, и не было бы никакой необходимости покупать газ у России. И не нужны новые перемычки, дополнительное регулирование. Европа должна лишь выполнять свое собственное законодательство и свои обязательства. И единственная причина, почему она этого не делает, это то, что она ценит свои отношения с «Газпромом» больше, чем свое собственное законодательство».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать