Чужих здесь не жалуют
Антимонопольный комитет признал незаконным «пьяный налог» в Донецкой областиЗа внешней неброскостью слушания, состоявшегося в Антимонопольном комитете (оно было инициировано Донецким региональным отделением АМК), стоит завершение целого этапа в борьбе за самый емкий в Украине рынок алкоголя.
После выхода «судьбоносного» декрета Кабмина от 31.12.92 г., практически упразднившего государственную монополию на спиртное, ликеро-водочная отрасль Донбасса пережила короткий, но бурный период расцвета. Так, в 1995 г. только на трех крупнейших предприятиях области — Артемовском и Мариупольском ЛВЗ, Донецком винзаводе было разлито 3827 декалитров «беленькой», что составило свыше десятой части общеукраинской выработки. Бизнесом, который давал, по самым скромным подсчетам, 200—250% рентабельности, в регионе занимались десятки лицензированных и полуподпольных «непрофильных» фирм. Сама 5-миллионная область была не в состоянии осилить это алкогольное море. Поэтому львиная доля «разлива» прямиком шла в соседнюю Россию.
Конец водочному процветанию донбассовских винокуров положила Россия, которая в 1996—1997 гг. путем введения контролируемых минимальных цен, акцизных марок и внутренних квот на ввоз этилового спирта фактически закрыла свои бездонные рынки для производителей из ближнего зарубежья. Отечественные спиртзаводы оказались один на один со своими 46—47 млн. декалитров спирта в год. И тогда они обратили свой взор в сторону индустриального региона, где спрос традиционно высок.
Постепенно полки магазинов Донбасса украсили крепкие напитки из Днепропетровска, Чернигова, Киева, Золотоноши и Львова. А вот местные производители проигрывали в конкурентной борьбе, и на то были свои причины. Прежде всего, сказывалась их удаленность от непосредственных производителей сырья. Кроме того, ликероводочные заводы в Донбассе проектировались и соответственно оснащались, ориентируясь на невзыскательного потребителя. В результате, ни один из них сегодня не в состоянии производить высококачественные элитные напитки, а водка сортом немного выше среднего (так называемая «белая головка») едва составляет 7—12% в общем объеме продукции. Привыкшие к производству крупных партий водки для России, донбассовские ЛГЗ не позаботились вовремя о создании сети фирменных магазинов, дизайне бутылок, рекламе и т. п. Поэтому неудивительно, что в 1996—1997 гг. производство водки на заводах области упало более чем в два раза. Тогда-то облгосадминистрация и решила вмешаться в ход событий.
1 сентября 1997 г. вышло пресловутое распоряжение председателя Донецкого облгосадминистрации, которое являлось дополнением к уже упомянутому постановлению. Суть нового документа сводилась к следующему пункту: «Суб’єктам підприємницької діяльності незалежно від форм власності проводити дооцінку горілки та лікеро-горілчаних виробів до найбільших оптово-відпускних цін на аналогічну (по найменуванню) продукцію місцевих виробників. Дооцінені горілка та лікеро-горілчані вироби, завезені з інших регіонів, і аналогічна продукція (по найменуваннях), що виробляється на території області, реалізується по однакових роздрібних цінах».
То, что это решение было, мягко говоря, нерыночным, сомнений не вызывало, в связи с чем местное отделение АМК сразу возбудило арбитражное дело, однако окончательный вердикт задержался почти на год.
Тем временем коммерсанты, торгующие алкоголем, научились действовать в обход грозного предписания. Они вообще могли избежать проблем, исключив из ассортимента привозную «аналогичную (по наименованию) продукцию», как следовало из текста распоряжения. Таким образом, эффект от введения чисто административных ограничений практически сводился к нулю. Тогда облгосадминистрация решила прибегнуть к «неформальному» воздействию. Строптивых субъектов предпринимательства, ссылавшихся на Закон «О предприятиях» и на антимонопольное законодательство, стали массово вызывать на специальные заседания, где проработка велась в стиле, предвосхищающем эпохальный расширенный Кабмин во Дворце «Украина». Не обошлось, по-видимому, и без «просьбы» к правоохранительным органам и к Управлению по защите прав потребителей, чтобы те с пристрастием проверяли спиртное, завозимое в область.
Казалось, что титанические усилия областного руководства, направленные на то, чтобы заставить Донбасс покупать преимущественно «свою» водку, увенчаются успехом. Уже в текущем году ликероводочные предприятия области увеличили производство более чем на 25%, разлив дополнительно два миллиона бутылок. Поэтому запрет АМК прогремел, как гром с ясного неба.
По мнению экспертов региональных рынков, вряд ли достигнутый прирост объясняется исключительно пристрастием населения горняцкого края к спиртному. Логичнее поискать объяснение в том факте, что Донетчина имеет несколько десятков километров полупрозрачной границы с Ростовской областью, а там классические «пол-литра» стоили совсем недавно в 2,1—2,3 раза дороже, чем у нас. Однако принятое правительством Украины 3 августа решение о резком повышении акциза на спирт с 3 до 7 экю за литр лишило всякого смысла нелегальный экспорт алкоголя в сопредельное государство. Борьба за обладание донбасским рынком по сути начинается сначала.
Выпуск газеты №:
№172, (1998)Section
Экономика