Цугцванг налоговой реформы
Как бизнес, парламентарии и правительство договаривались поднимать украинскую экономику и... не договорились
На Харьковщине задержали за взятку работников фискальной службы, и у них деньги были завернуты в презентацию правительственной налоговой реформы. Это — не шутка! Кусок оперативной видеосъемки задержания доступен на Ютуб-канале Службы Безопасности Украины. Люди с хорошим чувством юмора комментируют: «это все, что нужно знать о налоговой реформе в Украине — она уже действует». И было бы смешно, если бы не война, если бы не ужасное обнищание украинцев, и если бы, в конечном итоге, не стыд от того, что нас тыкают в эту коррупцию как шкодливого котенка в... все без исключения международные доноры и партнеры...
Но пока «низы» фискальной службы осваивают новую налоговую грамоту как умеют, «наверху» не стихают пламенные дискуссии о том, чей вариант текста налоговой реформы лучше: правительственный (написанный наемными экспертами за стотысячные гонорары), или парламентский (подготовленный собственными скромными интеллектуальными силами бизнеса, общественности и парламентариев).
Так, 15 декабря в Комитете Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики состоялось заседание рабочей группы по законопроекту №3630 «О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине». На встрече присутствовали председатель Комитета Нина Южанина, министр финансов Наталия Яресько, председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров, народные депутаты и представители разных отраслей экономики.
В течение пяти часов участники рабочей группы подробно разбирали каждый раздел представленного Минфином налогового проекта и анализировали возможные последствия тех или иных шагов. Наиболее горячие дискуссии продолжались вокруг вопросов реформы упрощенной системы налогообложения, повышения акцизов на алкоголь и табак, возмещения НДС для производителей сельскохозяйственной продукции, налогов на прибыль и на доходы физических лиц. В частности, присутствующие на встрече производители алкогольной продукции заметили, что предложенное в проекте повышение акцизов (на 100% на водку, на 200% на пиво, на 500% на сухое вино и т. п.) уничтожит отечественного производителя и заставит украинцев вернуться во времена самогоноварения. А представители аграрного сектора просят оставить спецрежим по НДС для отдельных отраслей (в частности, для животноводства).
Теперь вопрос лишь в том, учтет ли Министерство финансов все пожелания, которые прозвучали в рамках рабочей группы. «Если учтет, то этот проект найдет поддержку в сессионном зале. Если проигнорирует — тогда позитивный результат прогнозировать трудно. Думаю, с сегодняшнего дня мы будем находиться в постоянном диалоге с Министерством финансов и в результате можем выйти на действительно компромиссный проект, о котором говорилось на Национальном совете реформ», — заметила сразу после заседания рабочей группы Нина Южанина.
А вот уже поздно вечером в тот же день (около полуночи) появилось менее «компромиссное» заявление авторского коллектива, так называемой, «налоговой реформы Южаниной».
«Мы, авторский коллектив законопроекта 3357, настаиваем на решительных изменениях, недопустимости полушагов в реформах. Так называемый «компромиссный» вариант налоговой реформы, по нашему мнению, не вернет к жизни хилую экономику и не приведет к реальной трансформации отношений в обществе», — идет речь в заявлении, распространенном в СМИ.
Принципиально неприемлемыми для «подписантов» являются следующие составляющие правительственного законопроекта:
• налогообложение дивидендов по ставке 18% в сочетании с налогообложением прибыли по ставке 18% (потому что — оставляют страну инвестиционно непривлекательной);
• налогообложение фонда оплаты труда по ставкам — 18% налога на доходы физических лиц + 20% единого социального взноса + 1,5% военного сбора (потому что — не создает тех условий, при которых произойдет существенная детенизация заработных плат);
• налогообложение прибыли по формуле действующего законодательства (потому что будет сохранять налог на прибыль в качестве коррупционного, будет продолжать функционирование схем выведения капитала и сбор налога по принципам так называемой «налоговой нагрузки», то есть через административное давление ГФС);
• усложняется и ограничивается использование упрощенной системы налогообложения малым бизнесом;
• выхолащивание идеи создания электронного кабинета налогоплательщика (потому что — законопроект лишь устанавливает обязанность КМУ разработать и утвердить подзаконный акт, который регламентирует его роботу, а это могло бы быть сделано и без принятия законопроекта);
• сохранение дискреционных норм, которые позволяют снимать налоговый кредит по формальным основаниям: наличие ошибок в налоговой накладной и нарушение требований подзаконных актов при ее регистрации; предоставление ГФС возможности влиять на очередность выполнения заявок на возмещения НДС;
В конечном итоге, отмечается в заявлении, изменения не приняты заранее, не разъяснены ни плательщикам, ни работникам ГФС, что уже само по себе формирует источник конфликта.
Поэтому авторы заявления обратились к народным депутатам Украины с просьбой принять взвешенное решение относительно работы украинской экономики в 2016 году. А это, по их мнению значит, что ВРУ должна:
1. Срочно принять законопроект №3357 в первом чтении.
2. Отказаться от внедрения в последний момент налоговых изменений, которые допускают разночтения, не подготовленные заранее в виде сервисов для налогоплательщиков.
3. Поручить правительству на базе принятого за основу законопроекта в широком диалоге с экспертами, бизнесом, требованиями международных финансовых организаций провести его доработку и принятие в 1 квартале 2016 года в качестве общественного договора и консенсуса.
4. Сформировать бюджет 2016 года на базе действующего налогового законодательства с учетом снижения единого социального взноса на 40% (коэффициент 0,6) и отмены дополнительного импортного сбора, выдержав утвержденный меморандумом с МВФ показатель предельного дефицита бюджета.
5. Продлить мораторий на проверки малого бизнеса на 2016 год.
6. Согласовать с малым бизнесом такой формат функционирования упрощенной системы налогообложения, который поощряет предпринимательскую инициативу и занятость, одновременно предотвращая ее неправомерное использование крупным бизнесом.
«Лишь после выполнения указанных пунктов прогрессивные по своим намерениям изменения будут положительно восприняты обществом, что является главным залогом успешности реформ», — утверждают подписанты.
Выпуск газеты №:
№231, (2015)Section
Экономика