Децентрализация + медреформа
На расширенном правительственном совещании в Виннице руководители громад рассказали, как делают услуги врача доступными для всехЛечебно-профилактические заведения Одесчины одними из первых начали внедрение медицинской реформы. Самой прогрессивной в этом оказалась Балтская городская громада. Ее глава Сергей Мазур, рассказывая о достижении в сфере охраны здоровья, не скрывал удовлетворения. Только за прошлый год в громаде открыли консультационно-диагностический центр, семейную стоматологию, которая работает на государственно-частных принципах, и реперфузионное отделение, специалисты которого оказывают помощь при инфаркте миокарда. В планах ОТГ также открытие кардиологического центра, который будет предоставлять услуги жителям всего северного региона Одесской области.
ПРИОРИТЕТ — ПРИВЛЕЧЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГЛУБИНКУ
«Сразу после создания ОТГ мы определили медицину приоритетом для развития Балтской громады. С этой целью создали коммунальное предприятие «Балтский центр первичной медико-санитарной помощи», в состав которого вошли четыре амбулатории и 16 фельдшерско-акушерских пунктов. Сейчас в заведении проведен ремонт, улучшилась материально-техническая база, создан единый медицинско-информационный реестр (действует электронная карточка. — Авт.) с подключением к диспетчерской Балтского отделения скорой медицинской помощи и приемного отделения Балтской центральной районной больницы, — перечисляет голова Балтской городской громады Сергей Мазур.
«Вторая задача, которую мы решили, — это доступность качественных медицинских услуг, — продолжает глвва Балтской ОТГ. — Для этого организовали бесплатный подвоз жителей сельской местности к центральной районной больнице. Пациенты получают бесплатную помощь в дневном стационаре и обеспечение отдельными медикаментами по программе «Доступные лекарства». Приоритетной остается третья задача — создание единого медицинского пространства, где будут функционировать больница интенсивного лечения, больница паллиативной помощи, хоспис и амбулатории общей практики семейной медицины, которые в дальнейшем будут координироваться советом госпитального округа на севере Одесчины».
Вместе с тем в медицинских заведениях Балтской громады чувствуется дефицит медицинских специалистов. Поэтому кадровая политика власти направлена на привлечение специалистов путем создания надлежащих условий труда и обеспечения жильем. Так, в селе Пасат на средства громады приобрели служебное жилье для сотрудника фельдшерского пункта, а в селе Гольма на базе местной амбулатории отремонтировали помещения, которые будут служить жильем для медработников. Среди задач текущего года привлечение медицинских специалистов в глубинку определено приоритетным.
«КУДА ЛЮДЯМ УДОБНО, ТУДА ОНИ И ОБРАЩАЮТСЯ»
Примеры позитивных изменений в сфере здравоохранения имеют и другие регионы страны. В частности, на Полтавщине на развитие сельской медицины в этом году государство выделяет 165 миллионов гривен, из них 120 — на строительство новых объектов. Параллельно во всех районах области сформировали дорожные карты — так называемые состоятельные сети первой медицинской помощи, на которых указаны имеющиеся фельдшерско-акушерские пункты и амбулатории, количество населения, медицинский персонал, оборудование и даже состояние подъездных дорог. Также в документах просчитана логистика, связанная с территориями доступности.
«80% наших пациентов обслуживают именно на первичном уровне, то есть у их семейного врача или фельдшера, поэтому «первичка» заслуживает больше всего внимания и ресурсов, — отмечает Виктор Лысак, директор департамента здравоохранения Полтавской области. — Что мы сделали в Полтавской области? Во-первых, размежевали вторичный и первичный уровни. И если когда-то на первичное звено направлялось 5-7% ресурсов, то сегодня более 30%. Во-вторых, в области заключено около 20 договоров между районами по медицинскому обслуживанию населения. Например, жители Чернухинского района пользуются медицинскими услугами трех других районов — Пирятинского, Лохвицкого и Лубненского. То есть куда людям удобно, туда они и обращаются. В-третьих, мы существенно расширили сеть амбулаторий, что позволило улучшить доступность и качество предоставления медицинских услуг и способствовало созданию новых рабочих мест».
По словам Виктора Лысака, важным вопросом остается стандартизация оказания медицинских услуг и переобучение специалистов, «которые не должны работать по-старому, а должны быть конкурентоспособными на рынке предоставления медицинских услуг, причем как в городе, так и в селе».
Сейчас Полтавщина активно работает над созданием информационной сети и подключением медицинских заведений к единой электронной системе. Параллельно внедряют телемедицинские технологии, в частности реализуют консультативно-диагностический проект, который предусматривает заочное телеметрическое и онлайн-консультирование пациентов с Полтавщины. Объем услуг — от связи и поиска нужного специалиста до собственно консультирования.
«МЫ УЖЕ НЕ ГОНИМСЯ ЗА КОЛИЧЕСТВОМ, А ЗАБОТИМСЯ О КАЧЕСТВЕ»
Для медицины Тернопольской области в текущем году предусмотрено почти 180 миллионов гривен. За эти средства в области планируют отремонтировать 74 амбулатории, построить 35 жилищных помещений для врачей, закупить 130 автомобилей, на остальные средства — приобрести медицинское оборудование. Ведь вопрос строительства сети «первички» — один из первоочередных, утверждает председатель Тернопольской областной рады Виктор Овчарук.
«Если бы не децентрализация, которая началась четыре года назад, мы не смогли бы достичь сегодняшних успехов. Тот, кто первым «вскочил» в этот поезд, имеет лучшую ситуацию по развитию. В Тернопольской области сейчас 36 громад, и сегодня мы уже не гоняемся за количеством, а заботимся о качестве и их эффективном развитии во всех сферах, — акцентирует Овчарук. — Наилучшее доказательство успешной децентрализации — возможность реализовать то, о чем давно мечтали. Мы, например, завершаем грандиозный проект — строительство кардиоцентра. И теперь жителям области не нужно ехать в Киев, потому что операции разной сложности, даже на открытом сердце, проводятся у нас в области. Финансовая децентрализация обеспечивает перевыполнение местных бюджетов всех уровней и позволила реализовать масштабные проекты. Убежден, что проведение изменений в контексте медицинской реформы, где деньги будут направлять за пациентом, позволит нам получить и экономический эффект, так как средства отныне будут оставаться в регионе».
На Тернопольщине, как добавляет Виктор Овчарук, одними из первых внедрили электронный реестр пациентов с обеспечением электронной картой, которую в дальнейшем интегрируют в единую государственную систему еHealth.
Сейчас в области работают над созданием полноценного самостоятельного медико-психологического центра для лечения и реабилитации участников АТО, где будут оказывать квалифицированную помощь с широким комплексом реабилитационных мероприятий.
ШЕСТЬ ЗАДАЧ ДЛЯ ГРОМАД
1 апреля текущего года стартовала национальная кампания «Врач для каждой семьи», которая предоставляет право каждому украинцу выбрать врача в любом заведении первичной помощи независимо от местожительства или прописки. Заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк во время правительственного совещания отметил, что конечного срока подписания деклараций нет, поэтому выбрать врача успеют все, но откладывать это на конец года не стоит, потому что впереди еще несколько этапов реализации реформы и задерживать ее ход не стоит, иначе в громадах будет много домашней работы.
«Громады, которые хотят приобщиться к чемпионам и быть среди первых, должны выполнить еще шесть задач, — отмечает Ковтонюк. — Первая — реорганизовать медицинские заведения в коммунальные некоммерческие предприятия. Во-вторых, подключиться к электронной системе здравоохранения eHealth, которая предусматривает обеспечение каждой амбулатории компьютером с выходом в сеть. Третье направление — современное оснащение, так как очень важно иметь приборы, расходные материалы, мебель и транспорт. Пациент не должен покупать бахилы или вату в аптеке, когда обращается к своему семейному врачу. Разработанный табель оснащения медицинского заведения не так сложно выполнить, и он должен быть одним стандартом для всех. Четвертый шаг — сервис. Мы выписали базовые трехзвездочные и лучшие пятизвездочные требования к сервису в медицинских заведениях. Первый предусматривает запись на прием по телефону или в онлайновом режиме, организацию приемов в выходные, праздничные дни и ночью — сориентируйте своего пациента, чтобы он был информированным. Более того, сделайте так, чтобы он не бегал по поликлиникам в поисках своих результатов, обеспечивайте забор базовых анализов в амбулаторию. Если первые три пункта для вас легко реализовать, то предоставляйте пятизвездочный уровень сервиса — к вышеперечисленным требованиям оборудуйте открытую рецепцию, удобную зону ожидания, место для детских колясок и т.п. И тогда пациенты вас поблагодарят. Кто это сделает до июля, тот будет готов к заключению договора с Национальной службой здоровья, что позволит заведению получить существенную финансовую поддержку».
«Вы не будете одиноки на этом пути, — убеждал представителей громад Павел Ковтонюк. — На протяжении всего периода мы готовы оказывать всестороннюю помощь по разным вопросам. Выполнение домашней работы позволит громадам и заведениям получить финансовые стимулы уже во второй половине года, и тогда медицина заработает по новому принципу, когда деньги реально пойдут за пациентом».
Выпуск газеты №:
№63, (2018)Section
Экономика