«Дело Гаджиевой». Прецедент создан
Лондон больше не является безопасной гаванью для коррумпированных экс-чиновников
Высокий суд Лондона поставил точку в знаковом деле жены госбанкира из Азербайджана, чем снял последнее препятствие для начала масштабной охоты за деньгами и домами понаехавших в Великобританию коррупционеров и преступников, сообщает ВВС.
По информации издания, трое судей отклонили апелляцию Замиры Гаджиевой, супруги бывшего главы Международного банка Азербайджана, осужденного на родине за хищения. Именно ей был выписан дебютный ордер новой кампании еще в 2018 году. Она оспаривала его в суде дважды, но в итоге проиграла апелляцию и не смогла получить разрешение на продолжение тяжбы в последней инстанции — Верховном суде.
Не имея дохода, Гаджиева вела в Лондоне богатую жизнь, что вызвало подозрения Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании (NCA) и сделало ее идеальным кандидатом для первого громкого дела новой кампании. Следователи убедили судью выписать ей ордер, требующий объяснить, откуда она взяла деньги на покупку дома в фешенебельном районе Лондона и поместья с гольф-полем в шикарной провинции.
Гаджиева называет себя жертвой несправедливого преследования в Азербайджане и говорит, что все нажито законно.
Таблоиды смакуют подробности о ее миллионных тратах в дорогом универмаге и покупку частного самолета. К этим тратам у NCA претензий нет, следователей в этом деле интересует только недвижимость.
Теперь Гаджиева должна в течение семи дней предоставить им объяснение своего богатства. Срок истекает 12 февраля. Если она не сделает этого, NCA попросит суд конфисковать имущество, а потом продаст его. Вырученные деньги пойдут в казну Великобритании.
Если же Гаджиева покажет законный источник средств, у NCA есть 60 дней на изучение ее счетов, после чего следователи решат, принимать и закрывать дело или отклонять и добиваться конфискации. При любом исходе дела владельцам «необоснованного богатства», как его называет новый закон, ничего не будет, поскольку изъятие собственности, купленной на непонятные доходы, не делает их виновными. Это лишь гражданское производство в рамках дознания, а не уголовное преследование, где требуются значительно более веские доказательства. Однако если власти посчитают, что человек, получивший ордер, в процессе исполнения предписания попытался обвести их вокруг пальца, они могут начать уголовное дело, грозящее штрафом и двумя годами тюрьмы.
Ордер Гаджиевой — первый в своем роде — правоохранительные органы выписали в феврале 2018 года. Три новых дела вскоре должны дойти до суда. Не все фигуранты названы по имени, но ранее представители NCA обещали выписать ордеры людям из Африки, Южной Азии, бывшего СССР и России.
Вердикт обрадовал NCA.
«Это новый закон, и мы понимали, что дело дойдет до суда, — сказала один из руководителей NCA Сара Притчард. — Мы довольны сегодняшним решением. Создан прецедент, который поможет нам в последующих тяжбах по поводу ордеров на необъяснимое богатство».
«Полномочия UWO позволяют властям Великобритании получить доступ к информации, которую они раньше не могли иметь, и открывает двери к возмещению активов от лиц, ранее имевших безнаказанность под зонтиком Великобритании. Исследование Transparency International в Лондоне определило стоимость имущества Великобритании, приобретенного из подозрительных источников на сумму 4,4 миллиарда долларов, 1/5 этого богатства принадлежит лицам из России. Мы также обнаружили более 50 случаев отмывания денег (в размере 80 млрд фунтов стерлингов), в которых принимают участие британские компании, — значительная часть этих денег поступала по схемам с российскими связями, такими как, например, кража фонда Эрмитажа и «российская прачечная». Полиция здесь — Национальное агентство по предупреждению преступности — считает, что более 100 млрд фунтов стерлингов отмывается через Великобританию ежегодно, поэтому данные активы, скорее всего, являются лишь верхушкой айсберга», — объяснил в комментарию «Дню» «Дню» директор по политике TI-UK Дункан ХЕЙМС.
Выпуск газеты №:
№25, (2020)Section
Экономика