Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Дело техники

Евгений ТОМИН: На комбайны, трактора, сеялки — ажиотажный спрос
15 апреля, 00:00
Весна, когда день, как известно, год кормит, всегда привлекает внимание к селу. Вот и сегодня в нескольких областях Украины непогода^ — померзли озимые. Но в основном они, по мнению специалистов, в хорошем состоянии. Поэтому будет что собирать. Но будет ли чем? Об этом «День» беседовал с председателем правления НАК «Украгролизинг» Евгением ТОМИНЫМ — признанным специалистом сельского хозяйства, многолетним руководителем Полтавской области, всегда делавшей хороший вклад в продовольственный баланс нашей страны.

— Как вы оцениваете состояние технической вооруженности сельского хозяйства Украины?

— Техническое состояние нашего сельского хозяйства, как ни обидно об этом говорить, просто катастрофическое. И ситуация, в которой работает наша Национальная акционерная компания «Украгролизинг», — тоже тяжелая. Наша компания создана благодаря пониманию и поддержке главы нашего государства Леонида Даниловича Кучмы, и она постоянно ощущает поддержку с его стороны, и справедливую критику тоже. Но на сегодня нам удается обеспечить потребности села в технике сельскохозяйственного назначения только на 10 процентов. Это обидно. Нам бы хотелось, чтобы мы могли обеспечивать на 30— 40 процентов, а то и на 60 процентов, как в странах Европы. Над этим мы работаем. Но ввиду того, что наши хозяйства сегодня не имеют возможности самостоятельно покупать дорогие сельхозмашины, до поставленной цели нам еще далеко. Кроме того, компания молодая (с момента ее создания прошло только 3 года). Однако она уже имеет большой опыт. За время нашей работы на рынке мы передали в пользование сельхозпроизводителям свыше 14,1 тысячи единиц суперсложной техники на сумму около 732,7 миллиона гривен. Нужно бы значительно больше, но наши возможности сегодня ограничены. Из бюджета получаем 176 миллионов гривен, а потребность в технике отечественного производства, при всех ее недостатках, составляет 2,5 миллиарда гривен. Но как удовлетворить этот ажиотажный спрос? Повторяю: на сегодня мы имеем финансирование 176 миллионов. А конкретных заказов на начало апреля нам поступило более 700 миллионов. К сожалению, мы можем удовлетворить только четвертую часть. Сегодня компания задолжала машиностроителям. Поэтому мы вынуждены 30 млн. грн. взять в долг, ведь поле не ждет.

— Ваши заказчики платежеспособны?

— Да. Что бы там ни говорили о неурядицах на селе, но на технику у крестьян средства находятся. К сожалению, мы не можем удовлетворить именно платежеспособный спрос. Наши 176 миллионов расписаны в бюджете по всем месяцам. Мы просили правительство приблизить эти платежи и перенести их, скажем, с июля, июня на март — апрель. Хлеборобы хотят получить сеялки, культиваторы, сложную технику, трактора. Но не успели к весенним работам. А дальше уже пойдут другие потребности: уборочная техника — комбайны зерновые, свеклоуборочные. А сегодня нужна землеобрабатывающая техника со всеми необходимыми устройствами, которые мы называем шлейфом. Мелочи, но в поле без этого ничего не сделаешь. Почему мы не можем ими обеспечить? Не потому, что не срабатываем, а потому, что механизмы финансирования не отработаны. Самое большее мы сможем обеспечить спрос на миллиард гривен. А еще полтора миллиарда остается кому-то другому. Поэтому эта ниша закрывается в основном иностранной техникой, как новой, так и бывшей в употреблении. Если мы в этом году по лизингу дали производителю немногим больше 60 комбайнов, то из-за границы поступило две тысячи. Мы могли бы и больше закупить техники, 130 комбайнов, но к превеликому сожалению, по разным обстоятельствам наш комбайн «Славутич» пока что не пользуется большим спросом, чтобы за ним очередь стояла.

— А говорят, что он не только не пользуется спросом, но и вообще его брать не хотят.

— Этого я не могу подтвердить. Хороший комбайн, но чтобы на него был спрос, государству или инвестору нужно иметь желание вложить деньги в эту отрасль.

— Довести комбайн, да?

— Довести, но нет ни первого, ни второго источника средств. Мое личное мнение: в завод нужно вложить как минимум 100—150 миллионов гривен, чтобы производитель к нему в очередь встал. В том комбайне позитива много, но некоторые моменты недоделаны. А производитель хочет, чтобы техника работала, если он платит такие значительные средства.

— А по соотношению цена—качество этот комбайн выдерживает конкуренцию?

— Сравним. Есть комбайн «Славутич», есть комбайн «Дон». Они имеют приблизительно равные технические параметры. И цена почти одинаковая: «Славутич», который стоит 452 тысячи, только на 52 тысячи гривен дороже. Но сегодня «Дон» раскупают. Почему? Качество лучше, чем у нашего «Славутича». И сегодня мы несколько сдерживаем спрос на «Дон», чтобы «Славутич» пошел. Есть поручение премьер-министра, министерства о том, что эту машину нужно поддержать. А он не идет... Сегодня подает большие надежды Павлоградский завод, который начинает сборку отечественных комбайнов «Днепр». До 1 июня он должен изготовить 100 комбайнов. Кроме того, немецкая компания «Класс» продает лицензию, а позже и технологическую линию для сборки такого типа комбайна. Руководство государства требует: отечественный комбайн, который крестьянин будет охотно покупать, должен быть. Так что компания, зная эту потребность, зная требования времени, работает над путями мобилизации средств. Речь идет, в частности, об иностранной технике, закупленной в 90-х годах под кредиты государства, долг которому ныне составляет более 4 миллиардов гривен.

— Отдают?

— Да. Это существенное пополнение бюджета компании. Возвращая средства за ту технику, мы тут же пускаем эти деньги в оборот и покупаем отечественные машины и агрегаты. Соответствующее постановление правительства вышло в конце марта.

— А каким образом средства будут возвращаться?

— Перед должником мы ставим вопрос: возвращайте либо средства, либо технику. В этом случае мы ее не забираем, а передаем в лизинг и следим за своевременностью соответствующих выплат. Сейчас мы работаем с теми, у кого эта техника находится. Все они известны. Впрочем, отдавать не спешат. И долг наращивается...

— Вам приходится прибегать к помощи судов?

— В этом году с помощью судов мы вернули 72 миллиона гривен, выиграли 6 исков.

— А есть случаи, когда вы проигрываете в судах?

— В делах по возврату долгов за иностранную технику, купленную за счет государственных кредитов, мы еще ни одного дела не проиграли. Получил — плати деньги. Не платишь — верни. Мы другому отдадим, кто способен платить. Технику находим даже за пределами Украины — в Белоруссии, России или в Молдавии.

— Она уже продана туда?

— Всякие случаи есть. Работа эта тяжелая, неблагодарная, используются самые разнообразные методы, лишь бы только не возвращать.

— А бывает, что техника уже просто добита?

— Имеем сотни фактов, когда суперсовременную технику, которая должна работать много лет, лишь бы было своевременное обслуживание и должный сервис, добивают, как говорится, до ручки. Разбитая, разобранная... И это трактора «Джон Дир» мощностью 240 лошадиных сил, иностранные комбайны, способные заменить от трех до пяти наших «Нив». Спрашивается: кто же на этой машине работал? Она же куплена за большие деньги. Государство последнее оторвало, чтобы купить эту технику, научить наших людей на ней работать. А в других местах на такую технику чуть ли не молятся. Она уже 5 лет отработала, а как вчера привезенная и работает как часы. Механизаторы говорят: меняем масло, делаем профилактику — и работает безотказно. Безотказно! Таких людей хочется целовать и носить на руках, а с теми варварами, которые разбили эту золотую технику, уже и не знаю что сделал бы...

— По-видимому, произошедшее является результатом того, что в стране не было системы наблюдения за этой техникой?

— Бесспорно. Сначала речь шла только о том, чтобы дать технику. О ее сопровождении никто не думал. Поэтому сегодня компания работает над созданием региональных технических сервисных пунктов — областных и районных. Впервые при поддержке правительства 5 процентов денег, поступающих от возвращения иностранной и отечественной техники, пойдут на ее ремонт и оборудование тех наших подразделений на местах, которые занимаются сервисным обслуживанием. Большим недостатком является нехватка инженерных кадров. Почетный президент нашей компании, председатель Ассоциации аграрных инженеров Украины Василий Шпак обратился с призывом привлечь к работе каждого инженера, даже пенсионного возраста, либо консультантом, либо советником. В села сейчас приходит мощная и сложная техника, но, к сожалению, бывает и такое, что в районе нет ни одного инженера по эксплуатации. Это вопрос номер один.

Мы сегодня опомнились, делаем это с опозданием. За полгода у нас создано 17 стационарных пунктов технического сервиса. Открыто 35 магазинов для продажи запчастей. В соответствии с потребностями в организации сервиса перестраиваем структуру центрального аппарата компании.

— Говорят, что основой ухода за техникой станут машинно-технологические станции?

— Не совсем так. Основой станут именно технические пункты сервиса и обслуживания. А у технологических станций другая задача: выполнение заказов и услуг для нашего товаропроизводителя, которому дорого и невыгодно содержать весь спектр сельскохозяйственной техники. Пять лет назад в Украине насчитывалось 98 МТС. А сегодня из них в живых осталось 27. И именно им предстоит предоставлять на селе услуги по механизированному выполнению сельхозработ. В прошлом году мы предоставили их своей техникой на 19 миллионов гривен. Пахота, сев, культивация, уборка урожая и тому подобное. К сожалению, в расчет получили только 12 миллионов, а остальное зависло.

— Но этот вид услуг будет развиваться?

— Однозначно. Кроме того, компания ведет политику по созданию частных машинно-технологических станций. Здесь мы выигрываем по нескольким направлениям. Отдавая технику в лизинг, мы уверены, что она будет нормально эксплуатироваться и эффективно работать. Лучше будет обрабатываться земля. И наконец, это обеспечит создание новых рабочих мест, нормальные условия и охрану труда.

— Не идет ли речь о том, чтобы приватизировать часть тех МТС, которые находятся сегодня в вашем ведении?

— Для этого нет возражений. Но, согласно закону о финансовом лизинге, сооружения можно приватизировать, а вот техника, которая находится в распоряжении компании, будет продаваться только после того, как закончится срок ее эксплуатации в лизинге. К сожалению, разбитая техника и находится в МТС. Наш народ привык к тому, что государство отдает трактор или комбайн и дальше не спрашивает о том, в каком он состоянии. Ответственности не было никакой. Поэтому я за частные МТС. И они уже начинают работать. Если мы еще встретимся в конце года, я вам представлю список из десятков таких станций.

— Это должен быть рентабельный бизнес.

— Относительно прибыльности сказать сложно. На селе с этим сейчас не разгонишься. Я был во многих странах и убедился, что крестьяне нигде слишком не разбогатели. Получают поддержку со стороны государства, вот и работают, получают от этого удовольствие, ведь это земля и имущество дедово, прадедово. На бутерброд с маслом имеют, а вот на икру не всегда. Но земля везде обработана, а для нас, украинцев, это очень много значит, поскольку она — наибольшее наше богатство. Если она обработана и родит, так и мы будем понемногу богатеть.

— Недавно премьер-министр отмечал, что в сельском хозяйстве Украины очень низкая доля заработной платы.

— Да. Наименьшая в государстве.

— Какая доля зарплаты в вашей компании у механизатора? Скажем, она такая же, как и в других хозяйствах?

— Такая, как в средних хозяйствах, не в лучших, а именно в средних. И это понятно. Я только что рассказывал, что мы предоставили услуг на 19 миллионов, а заплатили нам только 12 миллионов. Но мы в этом направлении работаем. Почему разбили наши МТС на местах? Потому что районное руководство считает: если есть техника, то она должна работать независимо от того, оплачиваются ли услуги. Все расчеты волевым решением откладываются на потом... Такие административные подходы привели к тому, что значительная часть созданных МТС развалилась. А были бы они частными, этого бы не произошло, и заказчики тех или иных сельскохозяйственных работ были бы вынуждены вовремя рассчитываться. Значит, и заработки наших механизаторов были бы большими.

— Вы, как недавний губернатор, говорите об этом с полным пониманием ситуации. По-видимому, вам также приходилось использовать администрирование в таких делах?

— Конечно, ситуация к этому иногда вынуждала, но не следует забывать о том, откуда мы все родом... Я всегда относился с пониманием к этим делам и слишком на людей не давил. Поскольку рыночная экономика требует других подходов.

— Каковы, на ваш взгляд, исходя из нынешних погодных условий, виды на урожай?

— Ситуация сложная, поскольку раньше началась весна, а значит, и вегетация растений, что требует изменения тактики сельхозпроизводителей, а также нашего сельскохозяйственного машиностроения, которые должны работать в едином ритме. Нужно обеспечить и подкормку озимых, и подготовку почвы, и сев яровых культур. Благодаря действиям правительства и лично премьер-министра Виктора Януковича (отмечу, не премьерское это дело, но он взялся за решение этого вопроса только из-за того, что ситуация сложилась критическая) сейчас четко определены порядок и сроки обеспечения села минеральными удобрениями. Были вопросы также и к машиностроению и справедливые замечания в отношении финансового лизинга. Поэтому, слава Богу, можно сегодня предсказать, что в этом году хлеб в Украине будет, хотя перед соответствующими ведомствами стоит нелегкая задача отрегулировать цены на него, установить справедливые залоговые цены. Я уже объехал полстраны и убежден, что озимый клин в хорошем состоянии. А что касается ярового, то господин Кириленко проводит в этом серьезную политику и держит под личным контролем семенной фонд и объемы посевных площадей. Повторяю: по моему мнению, будем с хлебом, да и цена на него будет иметь тенденцию к снижению. К тому же, замечу, что во всей Европе цена хлеба постоянно дотируется. В частности, на внутреннем рынке Швеции цена на пшеницу постоянно удерживается на уровне, эквивалентном 500 долларам. Так поддерживают товаропроизводителя.

— Означает ли такой ваш прогноз, что и у вашей компании тоже хорошие перспективы на этот год?

— Наша компания молодая, но уже довольно мощная, и перед ней прекрасные перспективы. Мы набираем обороты, пользуемся все большим авторитетом у украинского товаропроизводителя, а спрос на лизинговые услуги постоянно растет. Если в прошлом году их получили 600 хозяйств, то за три месяца текущего года — 1100. Это довольно большая нагрузка. Ведь дело не только в том, чтобы предоставить технику. Нужно наладить индивидуальное сотрудничество с каждым производителем таким образом, чтобы помочь ему, исходя из специализации хозяйства, в срок и без вреда для хозяйствования сделать все необходимые платежи. В то же время мы обязаны вовремя осуществлять расчеты с машиностроительными предприятиями...

— А вы не планируете взять на себя функцию заказчика сельскохозяйственной техники для машиностроительных предприятий?

— Выделяемые нам бюджетные средства для этого, конечно, недостаточны. Поэтому мы работаем над еще одним источником финансирования — кредитами. Прорабатываем эту проблему с Нацбанком. А еще хотим привлечь в нашу отрасль инвестора, наладить отношения с Европейским банком реконструкции и развития. Я думаю, что после этого мы будем иметь возможность делать заказы сельхозмашиностроению и диктовать ему свои условия относительно производительности и качества техники.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать