«Дешевый» ревизор – дыра в бюджете
Верховная Рада рассматривает новый законопроект о Счетной палатеЗаконопроект о Счетной палате, внесенный в Верховную Раду Президентом Украины и принятый в первом чтении, в прошлую среду обсуждался на слушаниях в бюджетном комитете парламента при участии общественности. Выступая в начале дискуссии, заместитель председателя Верховной Рады Оксана Сыроед отметила, что государственные деньги — это деньги каждого гражданина Украины и будущее людей, которые платят налоги. Она указала, что без парламентского контроля над публичными финансами в стране не может быть настоящей демократии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ, А НЕ ПОЛИТИЧЕСКИ ЛОЯЛЬНЫЙ
«Одна из причин того, что у нас есть коррупция, которая нас периодически толкает в тоталитаризм, — уверена вице-спикер, — это то, что в Украине не существует достойной функции парламентского контроля над использованием публичных средств. Если мы хотим иметь парламентскую демократию, мы должны от имени граждан Украины обеспечить контроль над использованием публичных средств. А чтобы этот контроль был полноценным и эффективным, надо создать новую редакцию закона о Счетной палате». «В нынешнем виде этот орган, — разъясняет Сыроед, — был преднамеренно создан таким, чтобы он никому не мешал и тихонько, никому не принося лишних хлопот, что-то там себе делал».
Она отмечает три принципа, от которых зависит эффективность Счетной палаты. По ее мнению, это независимость этого органа, его компетентность и полномочность. До сих пор, указывает Сыроед, ими пренебрегали. По ее мнению, члены коллегии Счетной палаты должны иметь такие же гарантии независимости, как судьи и прокуроры. Служащие палаты должны были бы пользоваться правами, предусмотренными законом о государственной службе, тогда как на технических сотрудников этот закон не должен распространяться. Сыроед предлагает предусмотреть гарантии финансовой независимости государственных аудиторов в самом законе.
Говоря об отборе руководящих кадров палаты, политик указывает, что нельзя идти путем политического согласования кандидатур. «Член Счетной палаты должен быть прежде всего профессиональным, а не политически лояльным, — отмечает вице-спикер, — поэтому я убеждена, что мы должны идти путем открытого публичного конкурса». Счетная палата должна контролировать все публичные финансы, включая разные фонды и государственные предприятия — до последней конечной точки, куда доходит каждая государственная копейка, собранная налоговиками.
ПРОВЕРКИ «В ДОЛГ»
Нынешний председатель Счетной палаты Роман Магута рассказал об истории ее деятельности, в течение которой палату постоянно ограничивали и отбирали самые главные функции. Характеризуя проект нового закона, он отметил, что в нем говорится о перестройке функций Счетной палаты, а не об их сужении. Впрочем, Магута указывает, что из-за норм этого закона нельзя бороться с расширением или с сокращением численности аппарата палаты, потому что это будет означать потерю ею своей независимости от органов власти. «Есть средства в бюджете — структура активизируется, нет ресурса — она выискивает новые пути», — говорит глава государственных аудиторов. Сегодня же из-за недостаточности финансового обеспечения Счетная палата допускает выезд своих работников на проверки «в долг, за собственные средства». И Магута самокритично напоминает народным избранникам высказывание: «Дешевый аудитор — это коррумпированный чиновник». «Если мы выписываем закон на перспективу, то должны заложить в него и эту составляющую аудиторской деятельности, — предлагает руководитель, — устранив возможность прямого вмешательства в деятельность Счетной палаты исполнительной власти».
НЕ СОПРИКАСАТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ
Требования украинских аудиторов поддержал представитель Национального аудиторского офиса Великобритании и Международной организации высших органов аудита Иен Роджерс. По его словам, высший орган аудита должен быть независимым от правительства. Он должен иметь достаточное финансирование для выполнения своих функций. Во многих странах ресурсы для таких органов выделяются именно парламентом, а не правительством, отмечает Роджерс. Он также указывает, что высший орган аудита должен пользоваться независимостью в опубликовании своих исследований. Основной функцией такого органа эксперт называет возможность обеспечить открытую отчетность как парламента, так и правительства. По его мнению, председатель высшего органа аудита не может назначаться ни парламентом, ни правительством. Этот орган «отражает расходы правительства, доходную и расходную части бюджета, должен стоять над коррупцией и не соприкасаться с ней». Прозрачность работы Счетной палаты, как считает Роджерс, должна осуществляться путем издания и ознакомления общества с информацией о ее деятельности и каким образом она использует выделенные ей ресурсы.
Специалист также считает, что в случае выявления или подозрения в коррупционных действиях государственные аудиторы должны иметь право доносить такую информацию до соответствующих органов. Ссылаясь на опыт Национального аудиторского офиса Соединенного Королевства, Роджерс рассказывает, что этому органу предоставляется законодательное право проводить внутреннее расследование относительно фактов коррупции и даже по соответствующим подозрениям и сигналам, которые могут поступать анонимно, по телефонному звонку или даже в виде слухов.
Эксперт отмечает роль аудиторской палаты в привлечении инвестиций. По его словам, другие государства и правительства, частные инвесторы охотно будут осуществлять инвестиции, если будут знать, что в этой стране существует надлежащий орган высшего аудита. Роджерс предлагает некоторые изменения к законопроекту. Он выступает против того, чтобы в законе устанавливался лимит относительно количества сотрудников этого органа, ведь любое ограничение будет означать влияние на независимость Счетной палаты Украины и подрывает эффективность ее работы в будущем.
Роджерс поделился опытом кадрового обеспечения аудиторского офиса в его стране. Данные о вакансиях сообщаются в СМИ. Дальше группа лучших аудиторов проводит интервью с претендентами. После такого предварительного отбора кандидат приглашается в парламентский комитет и отвечает на вопрос. Затем кандидатура представляется парламенту, и он, согласно процедуре, ее утверждает или отклоняет. «Парламент — утверждающая структура, — отмечает Роджерс, — но он не привлекается к ранним стадиям отбора кандидатов».
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДУБЛИРОВАНИЯ
Консультант бюджетного комитета Анатолий Максюта указывает на опасность дублирования функций Счетной палаты и Государственной финансовой инспекции и предлагает в законе их четко разделить. Бывшего заместителя министра финансов поддерживает в этом член коллегии Счетной палаты Василий Невидомый. Он подчеркивает повышение статуса выводов и рекомендаций государственных аудиторов и эффективность работы палаты. По его мнению, надо повысить эффективность работы палаты и обеспечить получение не менее 10 гривен эффекта ее исследований и расследований на каждую потраченную гривну (В США, по его данным, это соотношение 1:100).
Первый заместитель председателя бюджетного комитета Василий Омельченко (фракция Радикальной партии) отмечает, что в прошлом году зафиксирована невыплата дивидендов в госбюджет государственными компаниями только 596 млн гривен. Обращаясь к представителям Счетной палаты, он констатирует: «Или вам не дали реальных данных, или это вы недосмотрели». Он надеется, что в новом законе Счетная палата получит такие полномочия, чтобы граждане, избиратели почувствовали качественную работу учреждения. В частности, он считает, что не следует ограничивать количество специалистов и членов коллегии Счетной палаты, указав лишь, что количество последних должно быть непарным, чтобы в их работе «не возникало патовых ситуаций».
Представитель фракции «Народного фронта» Александр Глазунов считает, что Счетная палата должна иметь право проверять использование средств государственного бюджета структурами всех форм собственности. По его мнению, руководители всех проверенных палатой компаний и министерств должны в обязательном порядке реагировать на выводы, сделанные государственными аудиторами в части использования доверенных государственных средств и нести ответственность за нарушения.
Директор общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб подчеркивает, что благодаря принятию нового закона Счетная палата должна стать «основой власти парламентаризма». Он призывает государственных аудиторов взять на себя весь финансовый контроль в Украине, сделать так, чтобы Счетная палата была не декларативным органом, выписывала то, каким образом в стране необходимо распоряжаться публичными финансами. Однако он отмечает, что в законопроекте полномочия Счетной палаты несколько сужены. Эксперт считает, что они должны распространяться на все сферы, где используются государственные средства. Он предлагает вообще отказаться от контрольно-ревизионной службы — Государственной финансовой инспекции, которую считает атавизмом советской системы.
Содержательную оценку законопроекта подготовила от имени Реанимационного пакета реформ доктор экономических наук Юлия Слободянюк. Она отмечает, что едва ли не впервые ученые получили возможность привлечься к обсуждению законопроекта не постфактум, а в процессе рассмотрения. В частности, она считает необходимым внешний аудит Счетной палаты, но называет недопустимым, чтобы аудит самой палаты осуществлялся Государственной финансовой инспекцией, которая, в свою очередь, является объектом проверок государственных аудиторов. Слободянюк передала модератору слушаний, заместителю председателя бюджетного комитета Ивану Крулько достаточно большой том выводов и замечаний, сделанных научными сотрудниками, и тот продемонстрировал его участникам слушаний, сравнив с несколькими страницами самого законопроекта, и сделал вывод о значительной работе, которую еще должны выполнить законодатели, готовясь ко второму чтению.
Выпуск газеты №:
№56, (2015)Section
Экономика