Дешифровка сигнала Рогозина
Эксперт: «Россия боится, что Украина наладит сотрудничество с Западом в сфере обороны... Ведь на фоне конфликта с РФ Польша уже предложила нам углубление сотрудничества в ОПК»Россияне недвусмысленно дают нам понять: выбор в пользу союза с Россией означает возобновление торговых отношений, и замороженные проекты будут разморожены. Именно такой вывод напрашивается из того, что в первый же рабочий день после неподписания Киевом Соглашения об ассоциации в Украину прибыла российская делегация во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, которая за один день побывала на стратегических заводах в трех областях: Киевской, Днепропетровской и Николаевской. И в том, что после и во время визита писал в своем микроблоке на Twitter сам Рогозин.
В частности, речь идет о военно-промышленной отрасли. Ведь что бы ни говорили и как бы ни кричали наши соседи, что им уже совсем неинтересна украинская оборонка, это не более чем блеф. Рассмотрим все по порядку.
Как заявлял ранее член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко, сейчас почти весь российский гособоронзаказ размещается на территории самой России. Участие Украины в нем составляет сейчас не более одного-двух процентов. И по словам того ж таки Коротченко, если Украина все-таки подпишет Соглашение с ЕС, то Россия поддерживать на плаву украинскую промышленность за свой счет не будет (!). Смело! Но понятно, что в этом заявлении больше политики, чем экономического расчета.
Россия сотрудничает с Украиной в определенных отраслях вовсе не ради того, чтобы «поддержать на плаву». О том, что РФ самой выгодно сотрудничать с Украиной в военной сфере, говорят сами же российские эксперты. «В Украине с советских времен остались предприятия с хорошо налаженной работой. Стоимость рабочей силы там — в разы ниже, чем в России. У нас целый ряд предприятий исповедуют политику, что заказчик должен быть доволен тем, что дают. В Украине люди боятся так работать. Украинские предприятия могут выжить, только если будут производить продукцию по меньшей цене и более качественную, чем их российские конкуренты», — считает, например, глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Скептически относится к заявлениям чиновников о возможности обойтись без Украины в ряде проектов и обозреватель «Московского Комсомольца» Ольга Божьева. И она приводит довольно веские аргументы.
Например, в создании военно-транспортного самолета Ан-124 «Руслан», документация на который находится на АНТК «Антонов». «В Ульяновске только рабочие документы на изготовление самолета. Даже хвостовое оперение «Руслана» делает Киев. И далеко при такой «локализации» без хвоста новый самолет улетит? Да неужели же мы не сможем освоить его производство в России? Сможем. Лет так через семь-десять. После чего самолет будет стоить в пять-семь раз дороже, так как технологии его производства, отработанные еще в советское время за государственные средства, придется отрабатывать заново, но уже за деньги Объединенной авиастроительной корпорации», — пишет она. И добавляет, что если таким образом увеличивать расходы, то можно и бюджет надорвать.
Кстати, источники «Дня» на ГП «Антонов» подтвердили, что предприятие посетили российские представители из ОАК во главе с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным, с тем чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество. И в ГП «Антонов» в целом никакой опасности для себя не видят от визита россиян. Наоборот, считают, что это сигнал того, что россияне не откажутся от сотрудничества, чем угрожали ранее. Кстати, эти угрозы озвучивал именно Рогозин. Но есть одно «Но», о котором, похоже, забывают на «Антонове».
То же, что россияне побывали и на наших предприятиях оборонно-промышленного комплекса, дало повод говорить и о возможной приватизации северным соседом этих объектов. «Украинские оборонные предприятия давно интересуют Россию либо с целью приватизировать и производить что-то, что сами не освоили, либо — получить технологии. Итак, что бы российские чиновники ни говорили, но такие транспортные военные самолеты, как проектируемые ГП «Антонов», они не конструируют. Не смогла Россия наладить производство таких газовых турбин для военных кораблей, которые производит «Зоря-Машпроект». Не смогут обойтись без Украины в создании новой тяжелой баллистической ракеты — об острой необходимости ее производства недавно заявил российский президент Путин», — отмечает директор Центра конверсии и разоружения Валентин Бадрак.
«Россия на самом деле опасается, что Украина наладит в сфере обороны сотрудничество с Западом. Например, будет участвовать в создании противоракетной обороны в Европе. Ведь определенные заказы мы уже выполняли — космические предприятия участвовали в выполнении исследований в рамках проекта НПРО США, а для Европы выполняли поставки ступени для ракетоносителя Vega. А США ранее осторожно намекали, что готовы участвовать в приватизации украинской оборонки, в частности крупнейший игрок на рынке, компания United Technologies, однозначно заявляла о готовности участвовать в приватизации украинского авиапрома», — сказал эксперт «Дню». По его мнению, для Украины крайне важно кооперироваться не только с Россией — чтобы, наконец, избавиться от критической зависимости в военно-технической сфере, а также с целью получения новых технологий, которых сегодня в РФ практически не осталось.
К слову, на фоне конфликта с Россией соседняя Польша предложила нам углубление сотрудничества в сфере ОПК. В частности, руководители польских оборонных предприятий выразили заинтересованность в привлечении мощностей ГП «ГосККБ «Луч» (производит составные части комплексов авиационного и противотанкового вооружения и т. д.) к модернизации польской армии. Говорят, что Украина могла бы также принять участие в создании в Польше бронетанковой техники. Впрочем, ожидать такого масштабного сотрудничества, какое было налажено с Россией, понятное дело, не стоит.
О скорой приватизации оборонки речи пока на самом деле нет, хоть какая-то подготовительная работа уже ведется годами. Скажем, Закон «Об особенностях приватизации предприятий ОПК Украины» был подготовлен Министерством промышленной политики еще несколько лет назад. Однако на то, чтобы изменить законодательство, исключить определенные предприятия из перечня тех, которые не подлежат приватизации и т. д., корпоратизировать часть предприятий ОПК, — необходимо время. А также — благоприятная ситуация, а не такая, как сейчас.
Добавим, что в прошлом году в госконцерне «Укроборонпром» уверяли, что приватизация предприятий ОПК Украины раньше 2015 года не начнется.
Выпуск газеты №:
№223, (2013)Section
Экономика